О ступицах колес вездехода "Странник"

Модератор: Норд-Авто

Ответить
Сообщений: 4 Страница 1 из 1

Сообщение
Автор
11 сен 2010, 09:50
Уважаемые владельцы и покупатели колесных вездеходов "Странник"!

1. Конструкция, материалы и технология изготовления ступицы колеса отрабатывались в 2002 – 2006 гг. Испытаниям (в натурных условиях) подвергались диски ступиц из горячее-и холодно-катанного листа, толщиной 1,5-2-2,5-3 мм., глубиной штамповки 5-20 мм., одинарные и объемной конструкции (жесткие). В результате выбор остановлен на существующей сегодня конструкции: х/к лист 2,5 мм., глубина штамповки -6,5 мм., расстояние между болтами -85 мм. и п/автоматическая сварка на вращателе с односторонним швом к бурту (толщина 3,5 мм.) корпусов подшипников. Это обеспечивает достаточный прогрев деталей, выдержанный катет и отсутствие подрезов.

На сегодня по стране катаются около 1000 ступиц, т.е., отрыв диска за сварочным щвом (обращение одного из владельцев) - это не правило, а исключение. Тем не менее Норд-Авто дополняет конструкцию и технологию по диску на корпусе малого подшипника ( с СБС № 0124 и далее) :
а) при штамповке будет увеличена площадь конусной части диска до пропорций диска на корпусе большого подшипника
б) в дополнение к основному шву будет дублирующий сварочный шов.

2. Присланная на днях на завод ступица с кольцевой трещиной отрыва ( за сварочным швом) в свете вышеизложенного оставляет только две причины таких деформаций:
а) попадание в партию листа х/к стали с большим содержанием углерода (выше используемой в работе стали 10).
б) Запредельные нагрузки (форс-мажор) при эксплуатации.

3. Для проверки конструкции и технологии были еще раз проведены испытания отдельно взятых дисков и присланной ступицы, которая была восстановлена вторым сварочным швом. На фото показаны результаты деформирования дисков:
а) обкаткой роликом на станке с деформированием дисков внутрь и наружу ступицы на 20-30 мм. ( моделирование работы колеса в колее);
б) изгибом дисков ( с последующей рихтовкой) в тисах с помощью трубы и кувалды ( моделирование работы колеса на торцевой удар ( яма, пень, камень)). Деформация обрыва и даже трещинообразование не обнаружены.

4. Почему в конструкцию шины заложена изначально податливость дисков? Ответ прост - Странник работает на давление в шинах 0,1 кгс/см2 ( 76 мм. рт.ст.) и на снегу и на болотах, и на дорогах всех типов. Не трудно предвидеть ситуации , когда возможен пробой 300 мм. эластичной шины и деформации дисков. А в полевых условиях лучше отрихтовать погнутый диск, чем беспомощно смотреть на лопнувший или не поддающийся правке ( толстолистовой или объемный ).

5. Приятно гонять на сверх мягких шинах Странника по плохим дорогам, тундре, каменистым берегам и ущельям, но для минимизации поломок ступиц соблюдайте простые правила. Пожалуйста:
а) сбрасывайте скорость до минимума в кустарнике и участках заросших дорог, т.е., при ограниченном обзоре;
б) в первый же выезд овладейте техникой безопасного преодоления под углом к оси оврагов, ручьев, промоин. Водитель не видит колес, но у наблюдающего вездеход со стороны напарника будет много эмоций, а у обоих быстро придет понимание о допустимой скорости, давлении в шинах (можно и нужно кратковременно поднимать) и т.д., при которых диски, перегруженные кренами колес, не будут контактировать с грунтом.
Не огорчайтесь от малой скорости Странника на тяжелом рельефе - водителям-механикам гусеничных амфибий просто не дано право ходить по рельефу с креном и вывешиванием по причине провиса и отклонения гусениц от оси катков, как и сплав по речкам. Уже очень долго и мучительно в этих случаях обувать потерянные гусеницы.

Изображение
П/а сварка дисков ступиц

Изображение
"Синева" на прогретых делалях

Изображение
деформирование дисков обкаткой роликом

Изображение
деформирование дисков обкаткой роликом (2)

Изображение
тоже на восстановленной ступице

Изображение
изгиб отдельного диска

Изображение
изгиб отдельного диска (2)

Изображение
тоже на восстановленной ступице

Изображение
Тоже на восстановленной ступице

Изображение
рихтовка диска ступицы

Изображение
рихтовка диска ступицы

Изображение
трещина отрыва диска (при эксплуатации)

Изображение
сварочный шов восстановленной ступицы


P.S.: Швелерки межсекционного щарнира модернизированы с СБС № 0108.


Изображение

С уважением, Владимир и Денис Гамиловские.
11 сен 2010, 19:35
Ну, вот. Только планировал подождать 5000 км пробега и подбить бабки, в т.ч. и два выявленных слабых места в условиях жесткой эксплуатации, а оба уже закрыли :) Вот об чем теперь писать? :)
Очень нравится такая реакция, мужики - поздравляю, приятно.

Норд-Авто писал(а):
4. Почему в конструкцию шины заложена изначально податливость дисков?
+1 Всего на дисках (передних колес) - три вмятины. Две мелких, одна была такая, что палец пролазил. Отрихтовались по месту без проблем, 15 минут - под ключ. Были бы жесткие, либо пробил камеру, либо согнул ось колеса.

Норд-Авто писал(а):
а) при штамповке будет увеличена площадь конусной части диска до пропорций диска на корпусе большого подшипника
Первая мысль была по усилению - кольцом нарастить. Увы, в наших условиях подходящую трубу фиг найдешь, ограничился косынками, ну и резать не нужно было, просто прошлись поверх шва. Для завода - такое технологичнее и правильнее.

С уважением, Евгений.
11 сен 2010, 20:38
А сколько будет стоить модернизированный швелерок!
11 сен 2010, 20:51
Вдогонку, чуток итогов.
Машина ездит с первого апреля. Прошел 4000 км с хвостиком.
Период с невозможной эксплуатацией (не едет) - полторы-две недели (весна, последняя декада мая, глубокий снег с водой).
Гуски по весне, у нас стоят полтора-два месяца.
Все остальное время - подход простой. Если кто-нибудь, на чем-нибудь - сюда проехал, я проеду - точно.

Всего, за весь пробег, на ремонтах потерял:
- заварка швелерка сцепки, лопнул на третьей тысяче - вечер и полдня, причем вечер - исключительно по дури, пытались снять швелерок без съемника.
- заварка диска, крыла, ограничителя хода балансира. Крыло и ограничитель - мое творчество, трижды на скорости 25-30 км заехал яму (в одну и туже).
Диск - трещина по сварке, ударных нагрузок в этот период не было, но ползал по склонам (неперегруженный). Диск - внешний, на заднем колесе, ударов там таких нет (деформировал только передние диски), скорее всего усталостные дела.
На ремонт 2.5 часа.
Если мужики с гаражем, руками, инструментом - на все, что ломалось, ушло бы часа четыре.

На все ТО - ушло часов 5. Покупка масла, смена масла в мостах, движке, установка помпы.
Ну, еще перед выездом бензин покупаю, а в последних поездках, приспособился машину споласкивать, иначе в следующий раз к ней не подойдти (грязная, как поросенок). Загоняю в какое-нить болото перед городом и из ведра. Минут 15 уходит. Ну, еще бензин заливаю.
В остальном - вечером в пятницу забираю, вечером в воскресенье ставлю. На неделе к аппарату, даже не подхожу.
Режим эксплуатации, считаю весьма жестким. Концы большие, чтоб обернуться за выходные приходится ехать быстро.
Загрузка. Процентов 20 поездок - налегке, 2-3 человека.
Процентов 70 поездок - загрузка в районе нормы, 600+-50 кг.
Были две поездки (под 200 км каждая) с сильным перегрузом (вез 800-1000 кг). В каждой из этих поездок по - 4 переправы, на плаву метров 100, реки быстрые.

Переправ за лето (где плыть под 100 метров и больше) - 22. Бродов с подвсплыванием до 30 метров на плаву - немеряно.
Сплав по разным речкам - порядка 20 км.

Около 1000 км пройдено в горах.

Начал пятую тысячу километров. Понимаю, что для вездехода затраты на содержание - фантастичны, но, пока так (стучу по дереву).

С уважением, Евгений.

Сообщений: 4 Страница 1 из 1
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

РейСРёРЅРі@Mail.ru
Создать форум

| |