Ноги растут из длительных споров о размере колеса. Из последнего, очень длинно на луноходах http://forum.lunohodov.net/viewtopic.ph ... highlight=
http://forum.lunohodov.net/viewtopic.ph ... highlight=
Что колесо у вездехода должно быть большим - согласен. Но у колеса _ДВА_ размера!
И в сторону второго (ширины) - подвижки единичны. Причины, на мой взгляд - отсутствие таких колес, подавляющее количество колес используемых в вездеходостроении - результат адаптации дорожных колес (грузовые авто, дорожная спецтехника). У которых Д=2-3Ш,
народ настолько привык к этому, что просто отказывается глядеть в сторону другого размера. Ширины. Колесо должно быть большим! Размер - имеет значение! Присоединяюсь, делая обзор перспектив больших (читай широких) колес. :Р
Известно, что оптимальной фигурой с позиций площадь (вес) оболочки, внутренний объем - является шар. Рассмотрим колесо цилиндрической формы (чтоб проще считать), с форм-фактором близким к оптимальному по этому критерию, т.е. колесо с размерностью Д=Ш.
Контрольные цифры разных цилиндров, объем(л)/площадь беговой(м2)/вес (полная площадь)(усл.ед.):
размерами в колесо Трома/Чебуратора 55*145/900/2,5/5,8
В колесо Странника 90*50/320/1,4/2,68
Один цилиндр Д=Ш:
40/50/0.5/0,8
50/100/0,8/1,2
60/170/1,1/1,7
70/270/1,5/2,3
80/400/2/3
90/570/2,6/3,8
100/790/3,1/4,7
Возьмет две контрольные пары. Странник и Д=Ш=80.
320/1,4/2,68
400/2/3
Компоновка. Делаем весьма скромную машинку, размерами 2 на 3. (странник 2.2 на 4.3). И ТИХО ФИГЕЕМ ОТ ПЛОЩАДИ ВНУТРИ. Рекомендую померять шагами, или просто зайти на кухню, у кого хрущевка, там 2,5 на 2,5.
Спокойно влезает любимый двухспальный диван, пара кресел, плазменная панель и еще место под холодильник останется
Прикидываем шансы подъема жилой площадки _над_ колесами.
Колеса 80, плюс ход подвески (да, да, независимой, но про нее ниже) 15, плюс 5 см зазора - ровно метр от земли. Высоковато, но терпимо (а если колеса разнести до дорожного габарита 2.5 - то вполне терпимо).
Примерно так. Даже такая высота, глаз особо не режет. А если еще подумать о трансформере (легкая крыша, типа крышки у картонной коробки, с двумя положениями: жилое (поднято на 180 от пола), транспорт - (140 от пола) тогда высота аппарата 2,4 в транспортном, 2,8 в жилом.
Собственно по главному в идее - все. Появляется принципиально новая товарная (т.е. то, что можно продавать) составляющая вездехода. Полноценный дом. Пропадает необходимость в балках, зимовках и прочем.
Еще раз подчеркну, при очень скромных внешних размерах - получаем неприлично громадные внутренние. Это на мой взгляд - весьма востребуемый товар.
Тем не менее, немного разовьем констуктив, оценим возможные схемы и вездеходные качества.
Бортовой поворот, два движка с вариатором по бокам. На валу отбора мощности - звездочка. От нее цепи к роликам, колеса на половинке балансира, от падения на землю удерживает пружина и аммортизатор. Уходим от реакции балансира, приходим к независимой подвеске с ходами в 30 см (+-15). Полуось, разумеется придется замкнуть, иначе слишком длинная консоль.
Возможно, попытаться использовать ширину колеса, сделав из него вариант балансирной подвески.
Вот типа так (голая картинка-демонстрация, не готовая конструкция)
Еще вариант
еще
...
Теперь вездеходные качества.
Вес аппарата.
Задняя секция Странника 450 кило. К ней добавляем 100 кило силовой и трансмиссии, убавляя 100 кило моста.
Добавляем цепи, звезды, ролики - цепей около 7 метров, шесть звезд, ролики. Цепь - пусть по кило на метр, всего 10 кило, по паре кило на звезду - еще 15. Ролики - удваиваются по длинне (весу) и количеству. Пусть еще 50 кило. Всего - пусть килограмм 70.
Масса колес относится к Странниковским (20 кило) как 3/2.68, т.е. вес колеса увеличивается на 10%, пусть даже по 5 кило на колесо, всего 20 кило. т.е. суммарный прирост порядка 100 кг.
Далее, штатная ПМ задней секции - около 800-900 кило.
Смотрим на 800 - остается 250 на ГП. Т.е. 2 человека с грузом, но!
На плаву это на полколеса (не касаясь лодкой) !!!
Уделка относится к Странниковской, как 2/1.4, т.е. если у Странника рабочее давление 0,1, тут 0,07! Т.е. вездеходность - очень приличная.
При расчете на тонну ПМ, получаем ГП порядка 450 кило, что вполне достаточно для трех пассажиров, живущих в очень комфортабельном доме на колесах.
Можно предусмотреть модульную конструкцию, т.е. штатное собирание модулей в единый поезд в тяжелых местах.
Второй вариант, это колеса в метр и схема Странника. Водоизмещение одной(!) секции при затоплении колес наполовину 1600 кило!!! Т.е. ПМ 3200, при практически тех же весах трансмисии, корпуса, внешних размерах. Опора (рабочая) - порядка 0.04 при полутора тоннах груза.
И т.д. Вариаций на тему широких колес - не меньше, чем высоких.
Ну и последнее, по поводу геометрической проходимости.
Берем ниву. 70 см колесо. Представляем, что ударили морозы, снега нет, т.е. всюду твердо (не валится, не тонет). Долго думаем, где остались места, куда теперь нельзя доехать на ниве...
Еще раз, размер колеса - 70 см.
http://forum.lunohodov.net/viewtopic.ph ... highlight=
Что колесо у вездехода должно быть большим - согласен. Но у колеса _ДВА_ размера!
И в сторону второго (ширины) - подвижки единичны. Причины, на мой взгляд - отсутствие таких колес, подавляющее количество колес используемых в вездеходостроении - результат адаптации дорожных колес (грузовые авто, дорожная спецтехника). У которых Д=2-3Ш,
народ настолько привык к этому, что просто отказывается глядеть в сторону другого размера. Ширины. Колесо должно быть большим! Размер - имеет значение! Присоединяюсь, делая обзор перспектив больших (читай широких) колес. :Р
Известно, что оптимальной фигурой с позиций площадь (вес) оболочки, внутренний объем - является шар. Рассмотрим колесо цилиндрической формы (чтоб проще считать), с форм-фактором близким к оптимальному по этому критерию, т.е. колесо с размерностью Д=Ш.
Контрольные цифры разных цилиндров, объем(л)/площадь беговой(м2)/вес (полная площадь)(усл.ед.):
размерами в колесо Трома/Чебуратора 55*145/900/2,5/5,8
В колесо Странника 90*50/320/1,4/2,68
Один цилиндр Д=Ш:
40/50/0.5/0,8
50/100/0,8/1,2
60/170/1,1/1,7
70/270/1,5/2,3
80/400/2/3
90/570/2,6/3,8
100/790/3,1/4,7
Возьмет две контрольные пары. Странник и Д=Ш=80.
320/1,4/2,68
400/2/3
Компоновка. Делаем весьма скромную машинку, размерами 2 на 3. (странник 2.2 на 4.3). И ТИХО ФИГЕЕМ ОТ ПЛОЩАДИ ВНУТРИ. Рекомендую померять шагами, или просто зайти на кухню, у кого хрущевка, там 2,5 на 2,5.
Спокойно влезает любимый двухспальный диван, пара кресел, плазменная панель и еще место под холодильник останется
Прикидываем шансы подъема жилой площадки _над_ колесами.
Колеса 80, плюс ход подвески (да, да, независимой, но про нее ниже) 15, плюс 5 см зазора - ровно метр от земли. Высоковато, но терпимо (а если колеса разнести до дорожного габарита 2.5 - то вполне терпимо).
Примерно так. Даже такая высота, глаз особо не режет. А если еще подумать о трансформере (легкая крыша, типа крышки у картонной коробки, с двумя положениями: жилое (поднято на 180 от пола), транспорт - (140 от пола) тогда высота аппарата 2,4 в транспортном, 2,8 в жилом.
Собственно по главному в идее - все. Появляется принципиально новая товарная (т.е. то, что можно продавать) составляющая вездехода. Полноценный дом. Пропадает необходимость в балках, зимовках и прочем.
Еще раз подчеркну, при очень скромных внешних размерах - получаем неприлично громадные внутренние. Это на мой взгляд - весьма востребуемый товар.
Тем не менее, немного разовьем констуктив, оценим возможные схемы и вездеходные качества.
Бортовой поворот, два движка с вариатором по бокам. На валу отбора мощности - звездочка. От нее цепи к роликам, колеса на половинке балансира, от падения на землю удерживает пружина и аммортизатор. Уходим от реакции балансира, приходим к независимой подвеске с ходами в 30 см (+-15). Полуось, разумеется придется замкнуть, иначе слишком длинная консоль.
Возможно, попытаться использовать ширину колеса, сделав из него вариант балансирной подвески.
Вот типа так (голая картинка-демонстрация, не готовая конструкция)
Еще вариант
еще
...
Теперь вездеходные качества.
Вес аппарата.
Задняя секция Странника 450 кило. К ней добавляем 100 кило силовой и трансмиссии, убавляя 100 кило моста.
Добавляем цепи, звезды, ролики - цепей около 7 метров, шесть звезд, ролики. Цепь - пусть по кило на метр, всего 10 кило, по паре кило на звезду - еще 15. Ролики - удваиваются по длинне (весу) и количеству. Пусть еще 50 кило. Всего - пусть килограмм 70.
Масса колес относится к Странниковским (20 кило) как 3/2.68, т.е. вес колеса увеличивается на 10%, пусть даже по 5 кило на колесо, всего 20 кило. т.е. суммарный прирост порядка 100 кг.
Далее, штатная ПМ задней секции - около 800-900 кило.
Смотрим на 800 - остается 250 на ГП. Т.е. 2 человека с грузом, но!
На плаву это на полколеса (не касаясь лодкой) !!!
Уделка относится к Странниковской, как 2/1.4, т.е. если у Странника рабочее давление 0,1, тут 0,07! Т.е. вездеходность - очень приличная.
При расчете на тонну ПМ, получаем ГП порядка 450 кило, что вполне достаточно для трех пассажиров, живущих в очень комфортабельном доме на колесах.
Можно предусмотреть модульную конструкцию, т.е. штатное собирание модулей в единый поезд в тяжелых местах.
Второй вариант, это колеса в метр и схема Странника. Водоизмещение одной(!) секции при затоплении колес наполовину 1600 кило!!! Т.е. ПМ 3200, при практически тех же весах трансмисии, корпуса, внешних размерах. Опора (рабочая) - порядка 0.04 при полутора тоннах груза.
И т.д. Вариаций на тему широких колес - не меньше, чем высоких.
Ну и последнее, по поводу геометрической проходимости.
Берем ниву. 70 см колесо. Представляем, что ударили морозы, снега нет, т.е. всюду твердо (не валится, не тонет). Долго думаем, где остались места, куда теперь нельзя доехать на ниве...
Еще раз, размер колеса - 70 см.
С уважением, Евгений.