Пару дней собирался звякнуть на завод, узнать про новости с трехколеской. Тут, звонит Володя, весь счастливый, как слон. Короче, докладАю
Володя, воевал со снегом, наверное больше четверти века. Удовлетворительного результата - нет. Казалось бы все мыслимые способы - перебраны и исчерпаны (забегая вперед и развивая интригу - оказалось нет).
Вообще, по его мнению (по моему тоже) - снег, самая поганая субстанция, хуже воды, хуже болота, грязи и т.д. Слишком он разный, недаром у ненцев просто слова снег - нет вообще. Там больше двух десятков разных слов, означающих разное состояние снега. На трайке, эта война (со снегом) естественно продолжилась, благо, что трайк по сути идеальный стенд для изучения свойств _движителя_, то бишь, колеса.
Короче, что известно и многократно в вариациях попробовано на сегодня.
1. Продавить до грунта или спрессовать до приемлиеой плотности.
Тут все довольно очевидно, впереди планеты всей большое колесо и глубокая колея. Я вроде писал, как осенью от Странника снегоходчики хренели. Они барахтались, а я на пятой шел, как по асфальту. Потому что снега хоть и было выше коленки, но лег пухом, его даже не столько пресовало, сколько раздувало до земли, по которой и катился. Через неделю, снега стало меньше (слежался), а с теми же снежиками - мне уже без шансов.
Короче, копай метровую колею и будет тебе счастье. Вроде победа, но увы, неполная. Опуская недостатки большого колеса (обитаемость, сечение (и вес) валов трансмиссии, размеры, цены...) - всегда найдется снег, который приемлимо спрессуется на глубине бОльшей клиренса. А кто не верит, велком в тайгу в снежных районах. Оно те то, чтоб застревает, но ездой это тоже сложно назвать.
Есть еще подарки в виде песка, между многочисленными ледяными, или просто плотными корочками, которые нужно бить в торец и чем глубже колея, тем больше и тяжелее их ломать. Оно вроде идет, но от скорости и расхода горючки - совсем грустно. Ну и с размерами... уже 1,7 метра, куда дальше? 2 метра, 3 и двухэтажный гараж...?
2. Много колес, первые топчат, остальные идут в колее. 6 и более колес. Апробировано многократно, люди ездят. Сказать, что вопрос в таких схемах решается - нельзя.
3. Снижать уделку. Минимальная, которая мне известна - порядка 0,03 атм. Не крейсерское, а чтоб проехать. Очень неплохо, но вряд ли кто будет заявлять про "любой снег". Опять таки, износ резины и расход. Все равно колея, все равно топтать.
4. Гуски. Ну, как бы не наш путь
поэтому - коротко:
- опора + тяга гуски. Считаю, что близко к победе подошли снежики. Увы, за счет узкой специализации, только по снегу. И все же победа не полная. Кто катался в лесу - поймет. Что до железных гусянок, то в серьезном снегу - рев, ползанье вместо езды и бревно. Ездят не от хорошей жизни, деваться некуда.
- такая любопытная штука, как реактивная тяга на спортивных снежиках. Легкая машина, небольшая гуска, дурная моща. Гуска идет с перемалыванием, много быстрее, чем скорость машины. Давление струи снега из под гуски может достигать сотен килограмм, летают, чуть не вертикально. Если в сугробе встал - тронутся без шансов.
- бульдозер. Там, где тонет, тупо соскрести до твердого. Слава так по чукотке по 700 верст ездиет
Короче, вроде перебрано все. Володя говорит, думал уже сдаваться, с этими катками убито почти три года, с разными форм-факторами, протекторами, составами резины, давлений и пр... Трайк, еще раз, как исследовательский стенд. Пробовал, кстати, цеплять лыжу вместо переднего - в общем, все бестолку.
Дальше - был аудит, того, что еще не испробовано. Оказалось - просто (в смысле сейчас, когда стало известно
).
В букваре про колесо - черным по белому: - Давление ниже 0,02 атм. - удел воздушной подушки.
Перевожу: что там дальше с колесом - никто собственно не знает, просто не пробовали. Я не про спустить треколовское до 0,02 (сядет на обода), а про колесо изначально спроектированное под такие давления.
В общем сегодня попробовано очередное новое колесо (оно больше, чем на видео), под давления до 0,01(!) атм.
Благо набралось снега, сантиметров 60. Снег - песок под пухом. Ездили с десяткой. Десятка спускалась до 40 мм рт. ст. и ползла на брюхе, со скоростью 1-2 км/ч, малейший подъем в лоб сразу - без шансов, только бить колею. Трайк катался вокруг, заезжал в лес и вообще всячески издевался
Лыжа впереди, кстати оказалась _хуже_ колеса.
Колея 5-10 см. Спокойно шел на холостых. Водила десятки, сказал, что больше с ними не поедет. Володя говорит, что есть еще идеи и запасы. В общем, как-то так.
Да, еще раз спросил по подвеске. Колесо спокойно мнется сантиметров на 15. Ни у одного квадра, такой подвески нет. По ощущениям, идет гораздо мягче квадра.
И еще, давление нормального (без напряжения) выдоха, где-то 0,012-0,014, т.е. если в такое колесо просто выдохнуть...