Страница 1 из 1

Перспективы электропривода на легкой вездеходной технике

Добавлено: 19 дек 2014, 22:24
strannik
Давно хотел выложить. Прикидывал мужикам на мелкие гуски, между Арго и снежиком. Ну и на трайк, понятное дело косился.

Абстракции.
1. Реальные (по ценам и доступности) АКБ 0,13 квт*ч на кило. Это литиевые АКБ 18650 (от карманного фонарика), на которых сделан автомобиль Тесла.
Бензин - 12 квт*ч/кг (в 100 раз лучше). Пусть в дело идет четверть, тогда 3 и 0,13. В 23 раза, т.е. вместо одного бака - 23.
Или пробег в 23 раза меньше, вместо 500 - 21 км.
Аналог бака на 40 литров весит под 800 кило.

2. "Заправка" от 4 часов. В таком режиме 200 заправок и кирдык бытарейкам. В таком режиме требуется принудительное жидкостное охлаждение батареек.
3. Если "заправлять" аналог бака 40л, за 4 часа, нужен генератор в 26 квт. Это среднее потребление подъезда пятиэтажки, т.е. потребуется специальное подключение.

Конкретика. Лисапедно-байкерное мотор-колесо и батарейки
Батарейка. 10 квт*ч. 134 600 руб. Это полный аналог 3 литрого бака с бензином. Весит ровно 100 килограмм.
Зарядка на 24А. 43 600 руб. Заряжать придется от генератора в 3 квт (около 80 кило весом), 5 часов.
Зарядка на 48А, 69 800 руб. Заряжать придется 2,5 часа, от генератора в 6 квт весом в 110 кило. Но батарейки при таких зарядках, хватит на 100 "заправок".

Лисапедный конструктив:
Мотор-колесо. 10 квт. При диаметре 22 см, даст скорость до 41 км/ч. Максимальная тяга (кратковременно) - 260 кило, номинальная - 86 кг. Цена 19100 руб, 13 кило. Всего (на два колеса) 38200 руб и 26 кил.
Контроллер колеса - 31200 руб, 3 кило. Две штуки.
10 тыс на всякую хрень. Педальки/ручки управления, индикаторы остаточного заряда, ваттметры, разъемы, проводочки...

Итого за бюджет 288 тыс. имеем 132 кило моторчиков и батареек.
Номинальная мощность хреновины - 20 квт (27 лошадок), тяга в норме 160 кило. Полная масса для движения в подъем 45 градусов (из канавы лезем) 320 кг. Вообще, близко к большой мотособаке. Рама, катки, гуски на ней примерно 60 кило (полный 90). Цена тыщ 60.
Туда добавляем еще 150 железа(рама) и движителя (гуски, или колеса), получается тележка с батарейками весом в 200 кг. Можно еще одну задницу с рюкзаком (120 кило).
Запас топлива - 3 литра. Заправка - 5 часов. Все это за 350 тыс. руб.
Если такое устраивает, то все реально, можно делать.

Конкретика, Элетроавтомобиль Тесла.
7000 батареек 18650, жидкостное охлаждение. Вес 450 кило, с тосолом - полтонны, 80 квт*ч. Это примерно стандартная канистра бензина, 25 литров по энергоемкости.
Получили: 420 км пробега при скорости 88 км/ч, на пустой машине и не дыша (это реклама). В реале - пробег 300 км летом, 180 зимой. Пересчитываем бензин (25 литров) и километры в литры на сотню.
5,9 (реклама), 8,3 - лето, 13 - зима. Никаких чудес.
Да, через год, 300 км превратятся в 150-200 (батарейки потеряют емкость).
"Бак" - на морозе "худеет" от трети, до половины.

Резюме
100 кило - это три литра бензина. Соотв. прикидываем, сколько и где можно проехать на 3 литрах, с лишним грузом (вес батареек) в 100 кило.
500 кило (и куча гемора с охлаждением и контролем), т.е. технологический предел сегодня, достигнутый лидером (теслой) - это 25 литров бензина. Опять прикидываем, насколько хватит.

И еще мелочь, по "25 литрам". Если "заправляться" от бытовой розетки - полтора суток. Если быстрее, сгорит розетка.

Re: Перспективы электропривода на легкой вездеходной технике

Добавлено: 22 дек 2014, 00:47
boot_56
strannik писал(а):
Пересчитываем бензин (25 литров) и километры в литры на сотню.
5,9 (реклама), 8,3 - лето, 13 - зима. Никаких чудес.
Чуда нет, но при снаряженной массе 2 тонны неплохой результат, особенно по городу. Бензиновые аналоги Теслы по резвости (4,2 сек до сотни) потребляют гораздо больше и в баке у них не 25 литров. Тесла нашла свою нишу среди тех, кто может себе это позволить (в Штатах от 100k$, в Европе от 100kЁ) и пробег в 200-300 км их устраивает. Инфраструктура зарядок там быстро развивается, причем деньги за электричество на фирменных зарядках взимаются предоплатой - входят в цену эл.мобиля, но до вычетов из домашнего счётчика дело не доходит, т.к. это смешные суммы для счастливого обладателя.
В России, среди тех, кому Тесла по карману тоже визг стоял, и по Москве их около 100 шт. катается, дилеры серые энтузиазм проявляли до тех пор, пока..., но когда курс рубля просел в 2 раза, то естественно тоска пришла. А вообще, в "мирное время" и с отмашкой Главного санитарного врача Тесл бы в Сочи и на Рублевке было бы несколько тысяч, почти как в Норвегии...
Изображение
Квадрики электро у охотников находят применение, т.к. тихие, у охраны заповедников тоже, но не в Сибирской тайге, а там, где кабаны домашние.
Для игры в Гольф очень удобны, даже в 103 года один дед где-то играет.
ЗЫ. Если бы когда барель нефти $1,5 cтоил, и знали что через 30 лет он будет 50-100, то кто его знает, может быть эл.мобилей было бы уже миллионы.

Re: Перспективы электропривода на легкой вездеходной технике

Добавлено: 22 дек 2014, 15:10
МОНИН ИЛЬЯ
когда барель стоил 1,5$ то и еда стоила 5 центов за обед в кафе...
Так что баланс цен на нефть и гамбургеры ничуть не изменился за столетие...

Re: Перспективы электропривода на легкой вездеходной технике

Добавлено: 22 дек 2014, 17:09
strannik
Чуда нет, но при снаряженной массе 2 тонны неплохой результат, особенно по городу.
Да, за счет очень хорошего управления. Практически все время с высоким КПД и напруга под полкиловольта, т.е. на коммутацию четверть процента всего.
А в целом... ребята, мощность всех эл. станций - 2 млрд. киловатт.
В мире, около миллиарда только автомобилей. По 50 квт в среднем. Всего ДВС, если брать сенокосилки - более 4 млрд. Как не крути, но электромобиль - утопия, ибо:
а) Чем заряжать?
б) Как транспортировать (последняя миля)?
Все на уровне локальных ниш. В пределах аналога ДВС + от 3 до 25 литров бензина с доп. гирей от 100 до 500 кило. И никаких перспектив.

Re: Перспективы электропривода на легкой вездеходной технике

Добавлено: 22 дек 2014, 17:28
МОНИН ИЛЬЯ
Добавлю ещё, что зимой на электромобиле придёться таскать канистру с горючкой для АВТОНОМНОГО ОТОПИТЕЛЯ!!!!

Как оказалось, на севере суперэкономные машины просто не в состоянии протопить салон на холостых или малом газе!!!!

Электромобиль же вообще тепловой отдачи на печку дать не сможет, так как делают их с воздушным охлаждением в раме или в мотор-колёсах...

Вот и нахрена возиться с батарейками, если канистру горючки всё едино тащишь с собой???

Re: Перспективы электропривода на легкой вездеходной технике

Добавлено: 22 дек 2014, 18:47
Nicodim
Все на уровне локальных ниш. В пределах аналога ДВС + от 3 до 25 литров бензина с доп. гирей от 100 до 500 кило. И никаких перспектив.

Для разной мелюзги перспективы как раз есть, но не с той стороны, с которой их ждут.
Дорогие килограммы малоэффективных батареек уже скоро можно будет вполне успешно заменить компактной и легкой шайтан-печкой, напрямую преобразующей в электричество теплоту сгорания любого подножного мусора.
Без шума, с минимумом дыма и очень высоким КПД.
Ну и Солнце никто не отменял.

Re: Перспективы электропривода на легкой вездеходной технике

Добавлено: 22 дек 2014, 19:14
МОНИН ИЛЬЯ
Nicodim писал(а):
Для разной мелюзги перспективы как раз есть, но не с той стороны, с которой их ждут.
Дорогие килограммы малоэффективных батареек уже скоро можно будет вполне успешно заменить компактной и легкой шайтан-печкой, напрямую преобразующей в электричество теплоту сгорания любого подножного мусора.
Без шума, с минимумом дыма и очень высоким КПД.
Ну и Солнце никто не отменял.


Как только появятся такие Шайтан-печки, способные с высоким КПД на любом топливе давать сразу электричество, вот тогда мировой энергетике точно наступит кирдык.

Сейчас генерация электричества базируется на очень дорогих огромных железяках-медяках, срок окупаемости которых измеряется десятилетиями.
При этом у самых лчших турбин кпд перехода топлива в электроэнергию не привышает 40%

Если же электричество можно будет получить непосредственно из дров, соломы и навоза, то жизнь сразу станет чище, но при этом БЕДНЕЕ и СКУЧНЕЕ.

Re: Перспективы электропривода на легкой вездеходной технике

Добавлено: 22 дек 2014, 21:32
boot_56
МОНИН ИЛЬЯ писал(а):
когда барель стоил 1,5$ то и еда стоила 5 центов за обед в кафе...
Так что баланс цен на нефть и гамбургеры ничуть не изменился за столетие...
100 лет назад, однако электромобилей было больше в %, про цену нефти тогда... "не помню" :mrgreen:
Но вот Биг Мак появился в 1967 году и стоял 45 центов, сейчас 1,5-2 доллара. Шах Ирана Реза Пехлеви продавал тогда нефть своим израильским друзьям по 1 доллару за барель (в т.ч. и для трансфера в обход Суэцкого канала), Америку он любил меньше, и впаривал им по 1,2$ при мировых ценах в 1,5 за бочку, но не суть.
Ещё на производство и логистику бензина с соляркой уходит столько энергии, сколько её содержится в равных объёмах, то есть потеря "веса" по Архимеду, только погружение не в воду, а в инфраструктуру, но и это не самое главное.
Основное, ИМХО правильно поставить задачу для батареек, т.е. накапливать энергию чтобы сглаживать трафик потребления, избегать пиковых нагрузок и неоптимальных режимов, генерировать ток от солнца, ветра, приливов и т.п. А плотность энергии в накопителях когда-нибудь подрастёт.

Re: Перспективы электропривода на легкой вездеходной технике

Добавлено: 23 дек 2014, 08:48
МОНИН ИЛЬЯ
Гибридные автомобили уже досуха отжали сегмент издержек на бензин при коротких разгонах и стоянии на Холостых в пробках
Чистый электромобиль пока годиться лишь для внутрискладских перевозок и погрузок на складах и в цехах, но не для общественных дорог при массовом их использовании повсеместно.

Re: Перспективы электропривода на легкой вездеходной технике

Добавлено: 23 дек 2014, 20:49
boot_56
Как раз сегодня сфоткал в Филёвском парке... Изображение
Если посчитать по энергии солярки примерно 10 кВт на литр, кпд 30% и расход 40 л/100км, то итого от Москвы до Питера на 700 км фуре надо 10 х 7 х 40 х 0,3 = 840 кВт, т.е. 10 АКБ от Теслы, - примерно 5 тонн и вполне доступный объём. Пусть фура повезёт не 25 тонн, а только 20 - уже физически реализуемо. Другой вопрос, сколько будет стоить такой проект и кто за это возьмётся. В существующих реалиях, наверно легко доказать, что дешевле и аппетитнее построить 3-ю дорогу из Мск в СПб и пустить по ней грузовой троллейбус.

Re: Перспективы электропривода на легкой вездеходной технике

Добавлено: 06 фев 2017, 19:07
Юрич
Ну а если не запасать энергию, а вырабатывать её на борту. Причем головная секция может быть с комбинированным приводом, а вот остальные с электрическим. Экономия на карданах и мостах...
А уж генерирующую установку в постоянном режиме, батареи буферные или т.н. суперконденсаторы, и сами электродвигатели можно распределить по всему транспортному средству повыгоднее... и подключать только при необходимости.
Конечно, у современных двигателей диапазон крошечный, система управления весит как полдвижка, и батареи сводят на нет все компоновочные преимущества...
Неоспоримый плюс, мне покоя не дает, всю электроначинку засунуть вовнутрь колеса и пониже оси!
Подвеска не нужна! Карданы и пр. не нужны! Полезный груз на полу корпуса, плоский пол...И неограниченное число колес!

Re: Перспективы электропривода на легкой вездеходной технике

Добавлено: 06 фев 2017, 22:21
strannik
Юрич писал(а):
Неоспоримый плюс, мне покоя не дает, всю электроначинку засунуть вовнутрь колеса и пониже оси!
Не очень то получается засунуть. Эл. движок, можно сделать с очень хорошим съемом кВт с кг, но при одном условии. Движок должен быть высокооборотным, а это - всяко редуктор, т.е. сложность, цена, вес.
Подвеска не нужна!
Почему?

Re: Перспективы электропривода на легкой вездеходной технике

Добавлено: 06 фев 2017, 22:46
Юрич
Упс! прощенья просим!
Я же не рассказал, что мне привидилось...
Берем электророллер-самокат китайский и немного переделав раму запихиваем его в колесо так, чтобы он удерживался от проворота реактивным моментом за квадратную ось колеса. Колеса опираются на внутреннюю поверхность шинооболочки и , возможно даже принудительно прижимаются к ней пружиной, это для того, чтобы создать касательную силу тяги. Попутно достигается демпфирование стоячей волны, которая возникает на определенной скорости в шине сверхнизкого давления. При сильном снижении давления колеса электропривода будут несколько вытягивать оболочку, увеличивая пятно контакта с поверхностью...
Ну это все теоретически, конечно.
Герметичные контакты через ось с одной стороны и подкачка с другой стороны колеса, как то так!
Если взять пневмокаток Странника, то можно и пару самокатов туда запихать, хотя по нагрузке, думаю, хватит и одного.
Эти роллеры разгоняются в режиме форсажа до 40...45 км в час без проблем. Обеспечить чистоту и сцепление внутри оболочки, полагаю, проще, чем при роликовом приводе по протектору.
Можно еще с колесами поэкспериментировать, взять, например, слик от карта...резина по резине, коэффициент сцепления зашкалит.
Я имел в виду, что аккумулятор и двигатель убираются из подрессоренной части транспортного средства, т.е. подвеске легче становится. Останется только генератор, управление и полезная нагрузка в кузове.

Re: Перспективы электропривода на легкой вездеходной технике

Добавлено: 08 фев 2017, 00:12
strannik
Юрич писал(а):
Берем электророллер-самокат китайский и немного переделав раму запихиваем его в колесо
http://strannik-v.ru/topic23.html?&hilit=движитель+монина
По косякам/проблемам, пока вижу три:
1. Если опора (внутри колеса) - будет на беговой (в области возможных ударов), в точке контакта ролик-оболочка, получаем "колесо от телеги", т.е. не демпфированное шиной.
Проблема не надумана, несмотря на крайне высокопрофильные шины, диски на страннике, хоть чуток, но гнули все. Как правило - фронтальными ударами (камни, "ступеньку" в траве не заметил и т.д.
2. Проблема обслуживания. Для глянуть, "че эта зараза ехать не хочет" - разбортировать колесо.
3. Охлаждение.
А так, вполне живое.