Дубна. Отчет по строительству движителя Монина

Модератор: МОНИН ИЛЬЯ

Сообщение
Автор
06 авг 2008, 09:36
Ребята из Дубны (где строился движитель Ильи) - прислали материалы о строительстве, испытаниях и свой взгляд на.

Сначала пару слов о команде. Вот, что они делают, доставая остатки техники из болот.
Изображение Изображение
Изображение

Вот, про зачем, и как все началось:
Восстановление ИЛ-2 от безысходности. Дело в том, что во времена ВОВ в наших краях располагался 34 ЗАП, готовивший лётчиков на ИЛ-2. С 1942 по 1945 гг разбилось (не боевые потери) более 50-ти самолётов, погибло больше 20 лётчиков и стрелков, это те пацаны, которые не дошли до фронта, осваивая новый самолёт. Дальше, больше. В 1941 году страна изготовила 1500 одноместных ИЛ-2, в армию передали 1000, боевые потери 533, не боевые 444.
Теперь давай трансформируем эти цифры на Лопасню, Трекол, Странник... Вывод один, надо делать хорошую технику и Странник пока выглядит лучше (комплимент). Мы так мудохались, вытаскивая бронекорпус ИЛа из леса (вертолётом МЧС), что когда все наши авиа- и ракетостроители отказались делать из него памятник (100% статический образец), мы решили его сделать сами.
Поэтому это не хобби, это дань памяти тому страшному и безалаберному времени, когда ВСЁ становится НИЧЕМ.
Сделаем самолёт, надо мужиков чем-то загружать либо распускать. Распускать жалко, поэтому можно заняться вездеходами, так как у нас ещё много недоступных мест, где лежат и советские и немецкие самолёты. Пока всё. С наилучшими пожеланиями, Михаил.


Ребята попросили колес, блин, были бы мои - просто подарил бы.
Не так много у нас таких команд.
Короче свел ребят с Ильей, они согласились профинансировать строительство в размере миллиона и предоставить людей, оборудование, площади.
Что у них мужики могут - рекомендую еще раз взглянуть на фотки в начале. Жалко, нет фоток из чего все это сделано.

Дальше собственно посты писем и фото Михаила.

Последний раз редактировалось strannik 06 авг 2008, 09:46, всего редактировалось 2 раз(а).


С уважением, Евгений.
06 авг 2008, 09:42
Ну пока собирали ИЛ-2, заключили с Ильёй договор. Он нам эскизы самоходной платформы (СПГД), а мы делаем на свои средства. Опять же мне моих самолётчиков загрузить надо, мужики профи, жалко терять. Потом надо на других посмотреть, чтобы в себя поверить. Ну а платформа имеется, покумекаем над конструкцией оболочек, глядишь и собирём, только по своему. Поэтому предлагаю следующий вариант. Я сбрасываю Вам фотоотчёт по изготовлению СПГД, а Вы уж смотрите что к чему. С самого начала Илья утверждал, что нагрузок в оболочке практически не будет, поэтому достаточно склеить оболочку и она сама поедет. Давление рабочее в оболочке 0,05 МпА. Цилиндрическая часть оболочки диаметром 1500мм из транспортерной ленты толщиной 8 мм, боковины из тонкой резины (потом заменили на прорезиненную ткань). Замыкание оболочек сборкой боковин гофрой на 13-х дисках с бандажом. Внутри оболочек толкающая рама с двумя ленивцами. Сама платформа с ведущими валами лежит на оболочках. Оболочки работают как пневматические домкраты.

На фото рама платформы с толкающими рамами и ленивцами. Первый вариант клеёной оболочки.


Изображение Изображение

Последний раз редактировалось strannik 06 авг 2008, 09:47, всего редактировалось 1 раз.


С уважением, Евгений.
06 авг 2008, 09:43
Клеёный вариант оболочки развалился при сборке, боковины из тонкой резины пришлось заменить на прорезиненную ткань, все стыки проклепать, боковые ленты посадить на болты.

Изображение Изображение

Изображение

С уважением, Евгений.
06 авг 2008, 09:52
Для герметизации швов пришлось проклеить стыки с внешней стороны. Платформа собрана, оболочки подкачены до рабочего давления. Перекос платформы вправо, лежит на деревянных подставках.

Изображение Изображение

С уважением, Евгений.
06 авг 2008, 09:55
Разбалансировка 5 мужиков, грузим железо, докачиваем оболочки, чтобы выровнить платформу.

Изображение Изображение

Изображение

С уважением, Евгений.
06 авг 2008, 10:00
Исходное состояние оболочки. При вращении верхнего вала по часовой стрелке, верхнюю часть оболочки вытягивает влево до тех пор, пока правая сторона оболочки не упрется во внутренний правый ленивец и через ось оболочки не сдвинет платформу. При вращении верхнего вала против часовой стрелки происходит всё наоборот. При выбеге оболочки влево или вправо рвёт боковые замыкающие ленты в верхних секторах оболочек. Здесь всё ясно. Можно сделать другое замыкание, уменьшить боковые нагрузки засчёт раздвижки внутренних ленивцев и т.д. Но ездить будет только по ровной поверхности и сбалансированной платформе. Ни каких препятствий она не переедет. При боковом крене вся платформа съедет в бок, как капля воды по стеклу. На таких низких давлениях (0,05) двигают на подушках лебедками фюзеляжи самолётов по цеху с бетонным полом, а фюзеляж по центру самоцентрируется. Вот этого Илья понять не может. Кому надо делать оболочку высотой 10 метров, чтобы переехать метровой препятствие? Тупик. Можно поставить обычные автомобильные метровые колёса по бокам оболочек для устойчивости, но это уже другая песня будет. С наилучшими пожеланиями всему Вездеходному сообществу. Михаил.


Изображение Изображение

Изображение

С уважением, Евгений.
06 авг 2008, 10:18
Всё написано верно, только давление в оболочке должно быть не 0,05МПа, а 0,005МПа, что равно 0,05атм.
Давление 0,05 атм это реакция от собственного веса транспортного средства (2тонны).
При добавлении ещё двух тонн сверху давление в оболочках поднимется до 0,1атм без изменения её геометрии.

Обрыв крепежных лент на испытаниях связан с неспособностью двух винтиков М5 выдержать нагрузку порядка 100кг.
Так же были обрывы шнуровки на острых кромках отверстий в колесных дисков.

При усилении болтового крепления и усилении шнуров при зашлифовке заусенцев в отверстиях эти оболочки смогут проехать несколько километров даже в таком виде.

Рациональнее, конечно, сразу сделать боковины из половинок шин типа Трекол.

Последний раз редактировалось МОНИН ИЛЬЯ 06 авг 2008, 11:30, всего редактировалось 1 раз.

06 авг 2008, 10:24
Правая фотография в четвертом сообщении этой темы является идельным воплощением движителя в том виде, как он нарисован в вводной статье темы "Движитель Монина" этого форума.
06 авг 2008, 10:33
От себя. На ошибках учатся. Поэтому ошибки:
Уже говорил, фермы - триста лет уже считают. В теормехе - всех студентов задолбали. Статика и классика, второй курс ТМ (кстати, если по уму, то можно процентов на 20 легче сделать).
Карданы, редуктора делают на третьем курсе все студенты инженерных специальностей, как курсовики по ТММ. Ничего тут ни нового, ни интересного - нет.
Соотв. при ограниченом бюджете (а он всегда ограничен) выделяются главные и второстепенные цели. После чего финансирование перераспределяется соотв. образом. Это на уровне стратегии.
На уровне тактики, платформа и привод - 2% от проекта и крутись, как хочешь.
Остальные ресурсы - на оболочку, испытания, исследования, доводку. Тогда и соображаловка работать в другую сторону начинает.
Например:
- весь металолом - нахрен.
- оболочку чуть уже жигуленка,
- привод - шкивами прямо со ступиц,
- вместо второй оболочки - передние колеса,
- бампер снять, чтоб землю не рыл.

Дальше. Уже писал. Совершенно не понятно нахрена эта гигантомания. Зачем вообще такие размеры. Почему нельзя на ГП 100-200 кг, чтоб подешевле разобраться с тем, как эта хреновина вообще себя ведет.
А привод - да хоть от педалей велосипеда, хоть от пилы.
И обязательно попробовать привод - через ось, цепи на внутренние валки. Для этого места хватит.

Про "необходимость разобраться, как ведет" - собственно вытекает из результатов испытаний.
Тут согласен с Михаилом. Теоретическое обоснование - оказалось неполным, в частности, большая часть тяги передается не внутренними валками, а боковинами, как и у обычного колеса.
Не факт, что еще чего-нибудь не вылезет. Оно и понятно, дело достаточно новое, аналогов на что опереться - нет.
Тем важнее, побольше денег и ресурсов вбухать именно в эти разборки, а не металоконструкции.
Короче, с финансовым, ресурсным планированием - тут, уровень возле нуля.

С уважением, Евгений.
06 авг 2008, 10:45
Тяга боковинами не передается вовсе!!!
Обрывы идут из-за статических нагрузок от оболочки вобще, а не от динамики. Просто при одном обороте каждая боковая лента проходит дважды участки почти полной расслабленности (под верхним валком и при опоре на грунт) и дважды участки предельного натяжения при огибании внутренних валков. Вместо двух М5 на ленты замыкания надо ставить один болт на больших шайбах или делать частую шнуровку с шагом 5см по краю транспортёрной ленты, т.е будет 100 шнурков вместо 16 нынешних лент.

Что экспериментировать надо было на одной оболочке сомнений нет, и это вариант я предлагал. Но задача ставилась успеть к дню города для публичной демонстрации, но этого, к моему глубочайшему сожалению, сделать не удалось.
06 авг 2008, 11:02
Металоконструкции здесь и так на предельно дешёвом уровне.
Что фермы можно сделать на 20% легче весьма возможно. Но если вы знаете, что такое типоразмерный ряд проката, то в данном случае оптимизация конструкции на 50-70 кг пинципиальной экономии не даст, а вот рисков по прочности резко добавит, особенно по устойчивости раскосов ферм.

Привод цепями на внутренние валки я уже делал (см .фото ниже и тему Движитель Монина) , но при таких размерах клиренс под валками падает почти до нуля (см. правое фото в 4-м сообщении этой темы).

.Изображение

На фото видна цепь привода валка внутри оболочки, привод осуществлен от низкооборотной электродрели через дополнительный понижающий редуктор.

Внешний валок позволяет решить вопрос клиренса под внутренними валками, разгрузить внутренние валкиот постоянной нагрузки и резко облегчить трансмиссию в части прохода через ступичный узел.
06 авг 2008, 17:23
Тяга боковинами не передается вовсе!!!
Угу. Ладно, самое простое:
смещение радиусов сверху и снизу равны? Сверху - больше, неизбежно - передача тяги через боковины..
Вовсе, это если оболочка вовсе без деформаций. Либо, расстояние между осями валков - больше диаметра оболочки (т.е. элипс в разрезе). Да и то, вовсе, всеж несколько смело.
По внутренним валкам, их расположении. Что будет, если угол между валками увеличить до 180 градусов? Что является оптимальным углом, есть ли какие соображения по переменному (адаптивному углу).
Про расстояние между центром оболочки и центром внутренних валков - те же вопросы. Меньше, больше диаметра, насколько, почему.
Даже, если теоретические идеи есть, хорошо бы поиграть с этим на модели, т.е. телескопические штанги у валков, переменный угол между ними. Вот тут бы и поизгаляться.

Просто при одном обороте каждая боковая лента
Думаю, что уже понятно, что там не ленты должны быть, и не один слой кордированной резины, а нечто достаточно жесткое и прочное. Способное удержать всю железку на склоне.
Вообще, если к аналогиям - представь колеса на грузовике, у которых боковины из прорезиненной тряпки с веревочкам. Пока ровно и стоим - нормально. На первом же склоне - порвет все нафиг.
Брось ты такое замыкание, не стоит оно сил, времени, денег.

Металоконструкции здесь и так на предельно дешёвом уровне.
Предельно возможный - взять старый фаркоп у другана и за него повесить задницу жигуленка к модулю оболочки.
А можно еще дешевле (и значительно), если размеры уменьшить.

Привод цепями на внутренние валки я уже делал (см .фото ниже и тему Движитель Монина) , но при таких размерах клиренс под валками падает почти до нуля (см. правое фото в 4-м сообщении этой темы).
1. Раздвинь валки.
2. Если при метре диаметра - клиренс 10 см, то на штатные 40 см - диаметр катка уже 4 метра. Не стоит ли пойти обходным путем?

Самое главное, на модели, которая везет человека - проверить и промасштабировать - можно практически все.
Сейчас, два пути. Либо продолжение дорогостоящих (с риском многих неудач) попыток создания полноразмерного вездехода, либо вначале исследование оболочки на модели с ГП 100 кг, далее перенос опыта на большой прототип.
Про модель 100 кг - мопед, вместо заднего колеса - внешний валок. Можно еще сто штук придумать, лишь двигалось.

Внешний валок позволяет решить вопрос клиренса под внутренними валками, разгрузить внутренние валкиот постоянной нагрузки и резко облегчить трансмиссию в части прохода через ступичный узел.
Не понятно, зачем разружать внутренние валки.
Проход трансмиссии через ступицу, собственно - обычный подшипник. Какая разница, вращается ось, или нет. Ну, поставь двухрядник.

Илья, эксперимент - не снял вопросы по оболочке, скорее добавил новых. Соотв. эксперимент нужно продолжать, но только с оболочкой, минимизируя все другие затраты. Вряд ли кто сомневается, в возможности сделать какую хошь ферму, либо кардан к ступице присобачить.
Критерий один: _дешевле_, _проще_, _быстрее_ = единственный правильный путь.
Вот когда одна оболочка заработает (хоть на велосипедном приводе) - ставь вторую и моторчик от мопеда. А когда покатаешься - можно говорить и о масштабировании в пару тонн. Утрирую, конечно, но не сильно.
Понятно, что хочется всех зайцев сразу. Без испытаний, сразу машину. В твоем случае - такая халява не прокатит.

Последний раз редактировалось strannik 06 авг 2008, 20:05, всего редактировалось 1 раз.


С уважением, Евгений.
06 авг 2008, 17:33
Илья, а из-за чего возник такой крен платформы при сборке? Насколько критична конструкция к неравномерной загрузке?
06 авг 2008, 17:50
Илья, а из-за чего возник такой крен платформы при сборке? Насколько критична конструкция к неравномерной загрузке?
Слишком низкое давление. Для компенсации неравномерности загрузки - нужна огромная площадь, т.е. значительные деформации балона. Нужно просто уйти от идеи 0,05 атм в балоне к 0.2-0.3 и проблема уйдет.

С уважением, Евгений.
06 авг 2008, 19:57
Отвечу по порядку.
1. СПГД с внешним валком грузоподъемностью 100кг - это колесо странника с роликом!!! Полиэтиленовый СПГД с фотографии поднимал сильно больше 200кг!!!
Так что в сторону уменьшения у СПГД возможностей почти нет, а макет с ГП 20 кг имел разме 1000х500мм, весил 10кг, имел электропривод от дворников жигулей, непрерывно надувался старым пылесосом и ездил по 30 градусным уклонам у меня в квартире и на заседании моей кафедры при моем докладе при отчете по работе над диссертом.
2. Крен связан с тем, что силовые приводы : автомобиль, карданы, редукторы и тяжёлые силовые цапфы валков,- оказались на одной стороне или сильно смещены в одну сторону.
Если в автомобиль посадить водилу и пасажира с грузом только на левый борт, а справа оставить все места пустыми, то картина перекоса будет такой же.
Давление тут не при чём!
Крен выровняли нагрузив 300кг на противоположную сторону ТС.

В оболочке сейчас сложности не в принципах работы, а в конструктивных решениях и технологии изготовления отдельных узлов и сопряжений.
Склейки рвались не от моих просчётов, а потому что ни у кого не было опыта исполнения клеевых соединений транспортерных лент.
В Екатеринбурге есть специализированные фирмы, которые только склейко лент и ремонтом повреждени лент транспортеров занимаются!!! Вот до чего специфичен и ответственен процесс склеивания транспортерной ленты, а все участники работ делали эту работу впервые в жизни.

Сообщений: 73 Пред. 1, 2, 3, 4, 5 След. Страница 1 из 5
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron