Вторая поездка

Результаты испытания машины в Воркуте.

Сообщение
Автор
14 ноя 2007, 14:32
Вначале, в качестве анонса и резюме в одном флаконе.
Придурков изображать надоело (но, надо сказать, некоторая придурковатость осталась) :), короче для разнообразия, решили сходить, как взаправдашняя экспедиция.
Шли втроем, монстр ТМ-130, ГАЗ-71, Странник. У нас три человека, полный бак, 60 литров в канистрах, взяли запаску, инструмент, запчасти, всего 350-400 кг.
Планировали радиус 60 км. Получилось - 110.
Сбросили дневной счетчики, бак залили под завязку, доработали до остановки, потом долили еще 10 литров и опять до остановки движка. В момент остановки, на спидометре было ровно 600 км, а мы стояли ровно на границе поселка. Общий расход на 250 км (30 асфальт) - ровно 70 литров. 28 л/км. Стояли с движком часа четыре, может пять. Вытаскивали утопшую теэмку, снимали, курили... километров тридцать, я ехал на второй, когда можно (и нужно) было на третьей.
Ехали по твердому. Снега почти не было. Короче по твердому - можно расчитывать на 25 л/ч. Планировать с запасом исходя из 30.
Место другое, практически везде буграми, все твердо, одна река, четыре ручья, десятки ручейков, десятки (если не сотни подъемов, спусков). Туда шли часов 7, часа три трахались с ТМ-130, рубили лед. (Лом наш жалко. В бантик завернули). Обратно мы доехали за три часа.
Полный пробег Странника в Воркуте:
Всего 460 км. 340 - по тундре, 120-асфальт.
Сломалось:
1. Погнули диск.
2. Заднее правой колесо, когда намоталось на ролик, все же
продырявилось, одну дырку зажгутовали, есть еще несколько мелких, шипит, искать было некогда, поехали так. Каждые минут сорок - на минутку включали подкачку. Прямо на ходу.
3. Два предохранителя (идут на вентилятор печки) - расплавилась
пластмасса и вывалились. Поставили керамический - нормально.
4. Предохранитель прикуривателя (коротнули, когда всовывали gps)
5. Отлетел замок капота (прикрутили проволочкой, подклинили щепкой)
6. Отлетела маленькая ручка от фиксатора двери кабины, скобу поворачивали пальцем, потом вообще перестали фиксировать, с открытой дверью ехали мало. Холодно.
7. Разбили плафон в салоне (головой).
8. Трещина на стекле заднего фонаря (похоже об кусты)

Все. Первые две позиции - исключительно по причине нашей неопытности.
Машина не переставала удивлять. Вдвоем, без навигатора и телефона - чуток блуданули в тундре, за 100 км от города. Перли напролом в поисках вездеходки. До сих пор в глазах стоит, как мы тараним очень яркую и искрящуюся, вертикальную, белую стену.
Настоящий водопад из снега, когда мы перли в гору, через четырехметровые, сильно заснеженные кусты. Зрелище незабываемое.
Именно в этом момент кончилась пленка, а эта буржуйская сволочь (в смысле камера) - открывается целую вечность.
Еще один момент. У Славы, хозяина вездехода - качественный сдвиг в плане управления Странником. У меня, только начинает получаться. (чуть больше 50 км наезда). Я имею в виду, проходить действительно сложные места, а не тупо жать гашетку.
Попали в двухметровую канаву, склоны 45, на дне только кабина помещается. На концах склона - бугры. Я, за три попытки - вперед не выбрался (назад, Странник - выходит всегда, но нам-то вперед надо), Слава - легко. Дело не в навыках обычного вождения. Тут совсем другая машина.
Рекомендация. Кто будет брать Странника - не берите с нас пример. Покатайтесь по не очень сложным местам километров 500. После 50 км, машину только начинаешь чуствовать. После 400 - качественный скачок.
Квалификация вездеходчика - очень важный фактор в вездеходности машины. Там, где я шел на 2, изредка на третьей, Слава, а под конец поездки и я - уверенно топили на 3. На дороге обратно, раздатку и пониженную включали раза три. По дороге туда - раз 30.
Выручали Ямаху, которая застряла в ручье с илистым дном - когда он посмотрел, как мы легко заскочили на очень неприятный подъем - сказал: - "Да, сейчас эта машина, в тундре - король".
Мне возразить нечего.

Еще один диалог с водителем ТМ-130. Очень грамотный мужик, водил много разных машин, в том числе, много ездил на шестиколесном Трэколе, держал свои, несколько самоделок. Все ходил вокруг колес. "Мечта самодельщика" - говорит. Так вот, диалог, как добрались до базы:
Я. - Ну как, вездеход?
Он. - (очень задумчиво), ну..., пока говорить рано. Нужно все сезоны смотреть...
Я. - А как по сравнению с Трэколом?
Он. - (возмущенно) Да ты че!? Какой нахрен Трэкол, мы неделю назад (когда снега не было, лед) на этих склонах на гусянках буксовали. Трэкол - только по хорошему зимнику, или летом, по сухим буграм. Сюда - ни одного шанса, я вообще не понимаю - зачем такие машины делают. Буксует там, где УАЗик идет.

Дальше, мое мнение. Отвечаю за каждое слово (по межсезонью):
1. За 340 км тундрового пробега не встречено ни одного непроходимого для Странника препятствия.
2. Лучшей, чем Странник, в плане _везде_ходности машины в период осеннего межсезонья - я не знаю.
От оленьих нарт (реки, протоки, ручьи),
до:
колесных Маршей, Трэколов, (других в деле не видел, думаю, что близко), проблема - подъемы, выход из торфянников;
_любых_ снегоходов, непреодолимы - ручьи, торфянники, реки, протоки;
гусеничных вездеходов: ГТТ, МТЛБ, ТМ-130, ГАЗ-71. На других - опыта езды - нет.
Хотя туда же можно добавить любые гусянки с весом больше 3-4 тонн. Будут проваливаться на реках, опасно по торфянникам.


Ну, а что будет дальше (по сезонам) - посмотрим. Пока, только начинаю понимать Володины слова. "Эта машина - прощает многое...".

Теперь, начну выкладывать подробно, с фотками (возможно, фотки навтыкаю позже) материалы по первой поездке.
14 ноя 2007, 20:42
Мужики не ломайте голову и не придумывайте как усовершенствоваать ходовую странника он совершенен в своей простоте. Все генеальное просто. Кенсаринович уже за нас все продумал ну а кому нужен самолет пусть покупает его. Так как мы в семером съездили на базу, провалились, загнули диск и после этого успешно добрались домой. Короче КАК сказал мне Женя тундре мы задолжали!
14 ноя 2007, 20:52
Святая правда, Слава!
Не надо усложнять гениальную простоту!
Попытайтесь лучше сделатьчтонибудь рядом для иных задачь, а там уж сравним результаты.
Кстати, я готов рассказать почему сдуваются задние колеса при подъеме в гору, если кому-нибудь это конечно интересно.
14 ноя 2007, 23:22
strannik писал(а):

7. Разбили плафон в салоне (головой).

Ремни безопасности надо пристёгивать...ээ...а они есть на страннике?
14 ноя 2007, 23:30
Очень интересно узнать про сдувание задних колес, у нас конечно есть свои предположения но всетаки две головы лучше.
15 ноя 2007, 00:17
О-о-о, это лебедина песня моего диссерта!

В момент вставания на задние колеса вся масса машины оказывается на задней паре колес. Увеличение нагрузки вызывает сильное расплющивание колеса, что повышает давление, так как сокращается объем колеса.
Сокращение объема и повышение давление вызывает вытеснение воздуха в остальные колеса. Сокращение объема вызывает катострофическое собирание в гармошку беговой дорожки шины перед валком до пятна контакта, а натянутая часть беговой дорожки на задней части шины выбирается тянущим роликом до касания диска колеса. Причем диск в это время ложится на пятно контакта, а собраное в гормошку колесо затягивается на непрерывно вращающийся ролик.

Мораль. Для избавления от такого эффекта необходимо шланги подкачки сделать не групповыми, а индивидуальными на каждое колесо от коллектора с индивидуальными краниками возле воздушного насоса.
В этом случае при длительном движении в гору давление подскочит только в задних колесах, а не будет выдавливаться в остальные колеса, сдувая задние. Таким образом, пергрузка колес и небольшой подъем давления не вызовет катастрофического сокращения объема с последующим собиранием оболочки колеса в складки под роликом.
15 ноя 2007, 09:00
Проблема перетекания воздуха между колёсам, помоему,
гораздо опаснее чем может показаться на первый взгляд.
Например при долгом движении по по попоперечному склону
близкого к пределному или при вынужденной остановке на
нём,вызовет перетекание воздуха с одной стороны на другую
и,следовательно, ещё большее увеличение крена,что может
вызвать внезапный боковой переворот.Вот так едешь,
остановился,вышел,вернулся,а вездеход на боку лежит.
(тфу-тфу-тфу и по дереву ещё постучал)

Необходимо ввести в конструкцию кран или краны
разеденяющие пневмо магистраль.

Последний раз редактировалось rowero 15 ноя 2007, 11:28, всего редактировалось 1 раз.

15 ноя 2007, 10:16
А ведь и правда опрокинется!
Про косогор я как-то не подумал.

Без индивидуальных краников на все колеса счастливой жизни у странника в тяжелых условиях движения не будет.
15 ноя 2007, 10:16
А ведь и правда опрокинется!
Про косогор я как-то не подумал.

Без индивидуальных краников подкачки на все колеса счастливой жизни у странника в тяжелых условиях движения не будет.
15 ноя 2007, 11:37
МОНИН ИЛЬЯ писал(а):
А ведь и правда опрокинется!
Про косогор я как-то не подумал.
Не опрокинется. Мы конечно психи конкретные, но лазить боком по 30-ти градусному уклону - даже нам слабо. :) Кроме того, там не одно, а четыре колеса.

Сам механизм - почти верно, за исключением характера кривой. Когда давление в колесе равно, или больше давлению на грунт - все нормально. Радиус колеса в точке контакта уменьшается пропорционально давлению. Функция - линейна.
Подлом происходит, когда давление в колесе меньше давления на грунт. Колесо в этом случае - сохраняет форму из-за сил упругости. Если давление на грунт превышает силы упругости - колесо подламывается мгновенно. Как лед на озере. :) Причем на подломленном колесе снизить нагрузку - назад не вернется. Гистерезис.

Без индивидуальных краников подкачки на все колеса счастливой жизни у странника в тяжелых условиях движения не будет.
Не Илья, тут мимо. Восемь крантиков крутить, когда прешь по тундре, длинные шланги - нахрен нужно. Тут с одним бы управится.
Володя сделал все гораздо изящнее и проще. Решение - очень красивое, без всяких крантиков.
Он только одного не расчитал. Что на нем - мы ездить будем (гордо так) :)

Ребята, вы не забыли при каких условиях произошел подлом колеса?
Вдвое перегруженная машина и давление ниже среднего даже для _обычной_ загрузки. Плюс подъем на гору и увеличение давление на задние колеса процентов на 30.
Ехали мы не на пневмоколесах, а на практически пустых для этой загрузки балонах. Давление в колесе было равным, или меньшим чем давление на грунт. На горке - давление на задние колеса еще увеличилось - подлом.

Ребята, а давайте говорить не буду? Попробуйте сами. Скажу только несколько наблюдаемых фактов (чтоб по честному).
1. Во вторую поездку мы ездили с дыркой(ами) в одном колесе.
2. Машина садилась на обода всеми колесами через три часа стоянки.
3. Продырявленное колесо - было отлично видно, как только общее давление падало до 40-50 (на пустой машине).
Все колеса сохраняли форму, а на продырявленном появлялись небольшие горизонтальные складки по горизонтальному диаметру на уровне центра колеса.
15 ноя 2007, 11:58
Мы тут просто лясы точим, а производитель имеет право чихать на все наши предложения.
У него машину купят в любом случае.
Ведь торгуют же до сих пор ВАЗами от 5-до 15 модели!
На мой взгляд, индивидуальные аварийные краники к шинам для живучести странника важнее, чем электроусилитель руля, но я ни на чем не настаиваю, не все же будут экстрималить как вы в этот раз.
А блокировка балансиров даже без краников не позволила бы случиться аварийному перегрузу и спуску задних колес.
15 ноя 2007, 13:24
В перестройку,в таёжный леспромхоз прислали ,новую П И Л У. японскую,сверхнадёжную,
которая ни когда,ни прикаких условиях эксплуатации, не ломается.

Мужики подошли к сосне - ануко...
Вжик-сказала П И Л А и сосна упала. Э-геее...сказали Мужики.
Мужики подошли к лиственнице- ануко...
Вжик-сказала П И Л А и лиственница упала. Э-геее...сказали Мужики.
Мужики воткнули в землю ЛОМ - ануко...
Вжжжжжжжииииии...КРЯК! - сказала П И Л А. Агааа!!!сказали Мужики.

Так выпьем же за технику, способную выдержать не только жёсткую эксплуатацию,
но и наш пытливый ум,мужики! За тебя Странник!
15 ноя 2007, 13:41
Верно замечено.
Не надо предъявлять к Страннику завышеных требований.
Он прекрасно справляется со своими задачами и соответствует своим паспортным ТХ. Чего же ещё!
Странник не позиционируется как АБСОЛЮТНЫ вездеход, просто на нем стало легко доехать туда, куда на гусенично вездеходе можно добраться с непрерывным матом и многомесячной подготовкой.
Это не странник так хорош, это все существующие гусянки - отстой середины прошлого века, о полноприводых пневмоколесных машинах из того времени и вовсе не стоит вспоминать.
15 ноя 2007, 19:07
:) Ладно, еще подсказка:
Роль 8 краников в Страннике выполняют параметры самой воздушной сети. :Р
15 ноя 2007, 19:19
Это-то понятно, но действует замечание про сопротивление сети подкачки только при коротких перегрузках. А вот при длительном штурме уклонов, да еще и при утечке воздуха через дыры краники становятся уже незамеимыми.

Сообщений: 25 Пред. 1, 2 След. Страница 1 из 2
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0