Особенности вождения Странника.

Вопросы, обсуждение, сравнение.

Модератор: Норд-Авто

Ответить
Сообщений: 109 Пред. 1, 2, 3, 4, 5 ... 8 След. Страница 1 из 8

Сообщение
Автор
21 ноя 2007, 14:26
Сразу, кто любит в цифирях копаться, толковая статья по движку. http://www.rallyfan.ru/tech/razgon.php

Дальше выводы, рекомендации из нашего (небольшого) опыта.

Расход на холостом (ночью молотим, греемся)
от 1 литра в час при хорошо отрегулированном карбюраторе, до 1,5, если плохо.
В среднем, на ночлег (поспать, перекусы, собраться) можно списывать 10 литров.

Как экономить на ходу.
Общие соображения:
1. Чем выше передача и ниже обороты - тем экономичнее.
2. Чем меньше ускорений - тем экономичнее.
3. При резком открытии заслонки - смесь а) обогащается б) открывается вторая камера, скачок количества. (еще раз, лучше без ускорений).
4. Жесткость характеристики карбюраторных движков - близка к дизелям только в области максимального момента (3500 об/мин).
Ниже 2500, 2000 - обвал. Чуть увеличилась нагрузка - обороты резко падают (не тяговитый).
5. Накат - между легковушкой и 71-ым. Хреновый. Т.е. езда на 2000 - либо частые переключения, либо резкие открытия заслонки (доп. потери топлива).

Вывод:
Держать минимальные обороты на максимальной передаче.
Учитывая большее сопротивление движению и значительно более резкие изменения рельефа - обороты, минимум на 500 выше чем у легковушки.
Скорость регулировать передачей. Обороты стараться держать в районе выше 2500. Ниже - будут лишние переключения, либо дерганья газом. Выше - лишняя горючка.

На заводе говорили, что у них на круг больше 25 л/100 км не выходило. У нас тридцать, но если учесть наши многочасовые стоянки с включенным движком и езду не по науке - наверное так и будет.

Подъемы. Перед самым подъемом раскручиваем до 3000, в тяжелых местах до 3500-4000, на них и ползем. Характеристика движка на этих оборотах жесткая, легко успеваешь скомпенсировать падение оборотов.
Градусов 10 - легко вытягивает на третьей. 15, даже со снегом на второй. 20-25, может и на второй, может и первую включить.
Если дорога позволяет и подъем метра 3 - на третьей и 20 градусов вытянет.

Кусты. Неперегруженная машина - кусты выше двух метров до земли не пригибает. Ползает, как белка, по воздуху. И тянет хорошо, цепляется. В хреновых местах, можно попробовать подняться по кустам. Сопротивления от кустов - не чуствуется.

Мягкий грунт.
Вместо агрессивного протектора - резиновые шипы. Тянет хорошо и не копает. Можно рисковать и идти с пробуксовкой.

Что непривычно, когда пересаживаешься с легковушки:
1. Накат - как на слабо затянутом ручнике.
2. Горки - непривычно крутые. На обычных дорогах таких нет, к ним тоже нужно привыкать. Недораскрученный движок - просто глохнет.
3. Ну и сами препятствия - в которые на дорожных машинах в здравом уме не сунешься. :)
4. Рулежка. Есть немного, от моторки. Инерция какая-то.

Движком приходится рычать. Лучше ехать оборотов на 500 выше, чем привычно. Очень резкие изменения нагрузки, газом на низких оборотах не скомпенсировать.
Еще раз, уверенно идет в районе 3000 оборотов. Минимум 2500. 2000 - это на совсем простой, твердой дороге.

Вся тактика - от бензинового движка. Там жесткая (близкая к дизельной) характеристика - только в области максимального момента. Где-то 3500

Еще можно использовать, что машина не имеет тенденции закапываться и всегда вылезает назад. Тут, просто чудо какое-то. Было вниз в торфянную яму буксует, а вверх спокойно выезжает.
За 340 км тундры, забуксовали (ни вперед, ни назад) - один раз. В полынье. :)
Т.е можно пробовать идти с пробуксовкой (вроде уже говорил).

Пониженная, раздатка.
Несколько достает необходимость полной остановки для включения/выключения этих прибамбасов. Соответственно некоторые соображения.

Первая скорость вместо пониженной.
Первую скорость я не использовал ни разу. Слава по моему тоже. Там не разгон, а удар какой-то. Формула-1 отдыхает. Движок раскручивается, как в холостую. На пониженной, тоже с первой не трогались. В принципе, можно использовать первую вместо пониженной в большинстве случаев.

Раздатка
Пока непонятно. В смысле зачем ее отключают на Нивах - понятно. Но Слава говорил, что на заводе - не отключают совсем. Еще не звонил, уточню. Если можно ехать с постоянно включенной - замечательно. 2/3 всех остановок - уйдет.

Обрывы.
С вертикального обрыва высотой с письменный стол - спокойно съезжает на второй. Торможения двигателя хватает, тормозами скорее страхуешь по привычке.

Рулежка
По ровному - рулится не тяжелее жигулей. Но если словил серьезный валун с одной стороны и скорость под тридцать - рулем может пальцы поломать, если расслаблено лежат.

Развороты.
1. Традиционно: руль влево, назад, пока морда не стала перпендикулярно дороге, потом вперед и руль вправо - не прокатит. Хвост еще закинут, выкрутить не успеваешь.
Правильно: Руль влево, назад, морда перпендикулярно, руль вправо продолжая назад. Пока хвост не выпрямился. Потом вправо и вперед.

2. При развороте на снежном, скользком косогоре, даже не крутом, градусов 5, сносит по склону на полметра. Чуть в обрыв не улетели. Аккуратнее, лучше поерзать, чем круг делать.

Вроде все.
21 ноя 2007, 14:40
vzhik писал(а):
strannik писал(а):

На ниве - опыт близкий к нулю. Вопросы.
Длительная езда на пониженной допускается?


Ограничения нет
Разница по потреблению топлива (при одинаковой скорости) - сильно заметна?

Зависимость в основном от условий местности. Верхней планки нет - были случаи когда расход шел литр на километр. А обычно если в городском цикле расход 13-15 литров то на пересеченке - 20 литров на сотню. Это в среднем.

Если все время с включенной блокировкой - на сколько раздатки хватит?


По мануалу блокировку РК можно включать только на мягких грунтах. Собственно самой РК ниче не будет. Нагрузка идет на ШРУС-ы, карданы. Вот им будет плохо. Вообще ограничений на время использования блокировки нет. Так же нет ограничения на скорость включения блокировки - хоть на 140км/ч (паспортная максималка).
21 ноя 2007, 15:01
strannik писал(а):

Движком приходится рычать. Лучше ехать оборотов на 500 выше, чем привычно. Очень резкие изменения нагрузки, газом на низких оборотах не скомпенсировать.
Еще раз, уверенно идет в районе 3000 оборотов. Минимум 2500. 2000 - это на совсем простой, твердой дороге.

Вся тактика - от бензинового движка. Там жесткая (близкая к дизельной) характеристика - только в области максимального момента. Где-то 3500


Блин, нафига вы взяли для странника верховой 2103? Почему не взять 2121? А еще лучше 2131? Или же взять и на основе двигателя 2106 построить мотор для странника - вся доработка заключается в установке широкофазного распредвала ОКБ Динамика. Тяговитость такого двигателя значительно лучше чем стандартного жиговского верхового моторчика.

Раздатка
Пока непонятно. В смысле зачем ее отключают на Нивах - понятно. Но Слава говорил, что на заводе - не отключают совсем. Еще не звонил, уточню. Если можно ехать с постоянно включенной - замечательно. 2/3 всех остановок - уйдет.


Что значит "отключают"? РК нивскую нельзя отключить. Она всегда полноприводная. В РК есть две руски - повышенная/пониженная передача и разблокировано/заблокированно - это относится к межосевому дифференциалу. Все.

С уважением Игорь
АКА Vzhik
21 ноя 2007, 15:17
vzhik писал(а):
Разница по потреблению топлива (при одинаковой скорости) - сильно заметна?

Зависимость в основном от условий местности. Верхней планки нет - были случаи когда расход шел литр на километр. А обычно если в городском цикле расход 13-15 литров то на пересеченке - 20 литров на сотню. Это в среднем.
Я про другое. Едем 50 км на пониженной, со скоростью 30 км/ч. Потом с той же скоростью, по той же дороге с выключенной понижайкой. Разница по потреблению топлива заметна будет?
И по ресурсу. Кто-нить ездил помного (километров под 1000) на пониженной?
С раздаткой - вроде понятно. Буду тупо включать, как только с асфальта съехал.
21 ноя 2007, 15:23
vzhik писал(а):
Блин, нафига вы взяли для странника верховой 2103? Почему не взять 2121? А еще лучше 2131?
Там практически такая же нагрузочная характеристика. Шило на мыло, но дороже. На 2000 оборотах все равно по бездорожью не попрет.

Раздаткаэто относится к межосевому дифференциалу. Все.
Про него и речь.
21 ноя 2007, 15:55
strannik писал(а):
Я про другое. Едем 50 км на пониженной, со скоростью 30 км/ч. Потом с той же скоростью, по той же дороге с выключенной понижайкой. Разница по потреблению топлива заметна будет?

Ну конечно. На пониженной литров на 8-10 у нивы будет больше.

И по ресурсу. Кто-нить ездил помного (километров под 1000) на пониженной?


Ну тут я тебе и так отвечу - раздатке, да впрочем и машине от этого ничего не будет. Ты эту РК вскрывал? :) Если б вскрывал - то таких вопросов бы не задавал. Ограничений по ресурсу в плане повышенная/пониженная нет.

С уважением Игорь
АКА Vzhik
21 ноя 2007, 16:01
strannik писал(а):
vzhik писал(а):
Блин, нафига вы взяли для странника верховой 2103? Почему не взять 2121? А еще лучше 2131?
Там практически такая же нагрузочная характеристика. Шило на мыло, но дороже. На 2000 оборотах все равно по бездорожью не попрет.


Нифига не такая. У 2103 максимум момента на 3500 оборотов, и момента того небось 96 ньютон на метр, а у 2131 141 ньютон на метр и на 3000 оборотов. двигатель 2106 (2121) можно довести до 120-125 ньютонов на 3000 оборотов, что будет очень существенной добавкой, при этом с мотором практически ничего не нужно делать - меняется только распредвал. Конечно в идеале совмещение впускных и выпускных отверстий, полировка внутренних каналов коллекторов, установка шечстеренчатого натяжителя на шарикоподшипнике, установка высокопроизводительного маслонасоса, установка разрезной шестерни на распредвал, установка дополнительных пружин под клапана, установка электронной системы зажигания - все вместе даст и прирост мощности и тяговитости и ресурса, так как все эти доработки не форсируют мотор, а лишь повышают его техническое совершенство. Но это уже существенно сложнее и борьба будет идти за единицы процента. Вам же стоит браться лишь за то что даст быстрый еканамический фефект. :)

С уважением Игорь
АКА Vzhik
21 ноя 2007, 17:59
vzhik писал(а):
Нифига не такая. У 2103 максимум момента на 3500 оборотов, и момента того небось 96 ньютон на метр, а у 2131 141 ньютон на метр и на 3000 оборотов. двигатель 2106 (2121) можно довести до 120-125 ньютонов на 3000 оборотов, что будет очень существенной добавкой, при этом с мотором практически ничего не нужно делать - меняется только распредвал.

2103 М=107 на 3500
2106 М=115 на 3400
2121 М=129 на 3000
Но дело даже не в этом. От 3500, до 2500 - линейно, падает по два Н*М на 500 оборотов. От 2000 до 1500 падение 9. Участок очень мягкой характеристики.
Та же тенденция и для 06, и для 21.
Минусы - лишняя мощность, вес, цена.

Почему и говорю - крейсерская 2500 об/мин. Ниже, не успеваешь среагировать на резких изменениях дороги.

А вот снижение максимума на 500 для шестерки - интересно.
Для тройки не пойдет? Насколько помню, разница только в длине шатунов, а цилиндры теже.
Затачивать, вылизывать движок на заводе - вряд ли будут, да и не нужно. Не для ралли машинка.
21 ноя 2007, 19:08
для мотора 2103 тоже пойдет но надо искать какой вал нужен, так как с валами есть определенная хитрость. Возможно не удастся добить момент до 120 просто потому что нет такого вала под этот литраж.
Кстати, насчет мощности - ты не совсем прав. Смотри - ты сам сказал что когда тянешь на оборотах меньше 2000, возможно приходится часто переключаться, так как запаса мощности не хватает - двигло не вытягивает. Если поставить более мощный мотор, то он будет мощнее во всем диапазоне оборотов, и возможно тебе уже будет хватать его для комфортной езды на 2000 без лишнего дерганья ручки.

С уважением Игорь
АКА Vzhik
21 ноя 2007, 20:00
Не хватает жесткости характеристики, стабильного момента. Мощности избыток. Сейчас посмотрел по табличке (ссылка в начале топика) - за 30 квт, нигде не вылезали.
А лишняя мощность, лишние литры, снижение автономности, увеличение веса движка и горючки (деньги уже фиг с ним).

А что там хитрого в распредвале, что он момент повышает?
22 ноя 2007, 00:33
Фазы газораспределения. Есть разные распредвалы - есть такие распредвалы, которые закрывают выпускные клапана, а потом открывают впускные. Так работают практически все стандартные моторы. А можно открыть впускной клапан в момент когда еще открыт выпускной - т.е. фазы перекрываются. Казалось бы какой в этом толк - а вот какой - за счет того что открытие идет не сразу инерция газового потока лучше очищает камеру сгорания и лучше наполняет камеру свежей топливной смесью. Таким образом повышается КПД двигателя и появляется возможность снять с мотора больший момент. Но как правило - за счет максимальной мощьности. Т.е. такая доработка снижает максимальную мощность (если смотреть на график то характеристика быстрее загибается) но повышает крутящий момент и снижает обороты на которых этот самый момент достигается. В принципе можно сделать из мотора 2131 такой трактор, который сдвинет с места кого угодно, но крутить такой мотор больше 3000 можно будет только для шума. Так что запас мощьности как раз очень не помешает. В некоторых случаях. ;) Не зря кстати серьезные джипы обладают дизельными движками с сумашедшим объемом - 4 и больше литров. Литраж нужен не для того что б гоняться со стритсракерами, литраж нужен для сумашедшего крутящего момента.

С уважением Игорь
АКА Vzhik
22 ноя 2007, 21:17
vzhik писал(а):
Фазы газораспределения. Есть разные распредвалы - есть такие распредвалы, которые закрывают выпускные клапана, а потом открывают впускные. Так работают практически все стандартные моторы. А можно открыть впускной клапан в момент когда еще открыт выпускной - т.е. фазы перекрываются. Казалось бы какой в этом толк - а вот какой - за счет того что открытие идет не сразу инерция газового потока лучше очищает камеру сгорания и лучше наполняет камеру свежей топливной смесью. Таким образом повышается КПД двигателя и появляется возможность снять с мотора больший момент. Но как правило - за счет максимальной мощьности. Т.е. такая доработка снижает максимальную мощность (если смотреть на график то характеристика быстрее загибается) но повышает крутящий момент и снижает обороты на которых этот самый момент достигается.

vzhik,не смущай народ.
в книгах, всЁ наоборот!
:smile:
23 ноя 2007, 00:42
vzhik писал(а):
Фазы газораспределения.
Посмотрел сайт Динамики. Очень интересно.
В области низких оборотов - характеристика даже жестче, чем у дизелей. Завтра попробую с ними списаться. Вроде распредвалы шестерки и тройки - одинаковы (у шестерки цилиндры длинее, хотя может путаю). Цены не пугают, 3-4,5 тыс.
В целом означает, что можно на одну передачу выше ехать. А это серьезно по расходу. Уже близко к дизелям. Надо пробовать.

vzhik,не смущай народ. в книгах, всЁ наоборот!

Посмотри http://www.dynacams.ru/

Позвонил на завод, спросил, как они ездят.
Тактика та же. Передача, как можно выше, обороты, как можно ниже.
Практически, ездят всего на двух скоростях. Третья и четвертая.
Вместо первой-второй - тоже третья-четвертая, только с пониженной.
Это позволяет очень быстро (прямой ход), переключаться без падения скорости.
Т.е. дороги делятся на две категории. Хреновая и очень хреновая. :)
На ОченьХреновой - едут с пониженной, нет - с повышенной.
Отсюда 25 литров и получается. Похоже.

Раздатка. В начале зимы, когда рыхлый снег, пухляк - постоянно включена. Чуть встал наст - не включают вообще, хорошо идет и так.
Вообще, по снегу раздатку можно не выключать.
Летом, на болоте, грязи - включают, на твердом - выключают. По ресурсу - сказать сложно, еще ни одну не убили.
23 ноя 2007, 08:14
А если будете много ездить на первой , а не на второй пониженой, то первая вылетит весьма быстро.
На всех коробках первые передачи перегружены из-за большой разницы диаметров шестерен, а прямые передачи недоиспользованы.
И всё из-за плохих низкоскоростных дорог и нервной манеры езды в пробках и на ухабистых дорогах.
Экономичность бензинок всегда будет ниже дизелей по принципиальным различиям в соотношении развиваемых компрессий. У дизелей 22, у бензинок 8-12, т.е. КПД различается в 1,5-2,5раза, как машину ни мордуй низкими оборотами.
По поводу ресурса двигателя.
Если постоянно ездить на низких оборотах, то загубишь двигатель недостатком давления масла в системе смазки, так как нормальное давление возникает при 3000-3500об/мин и выше. На более низких оборотах метал скребет по металлу без образования устойчивого гидроклина.
Чтож касается холодных пусков и износа, так всё это чушь.
Главный фактор износа - мелкодисперсная (лёссовая)пыль в воздухе.
Летом износ чудовищный, даже фильтры мало помогают, а зимой за городом фильры вовсе не требуются- хоть выкидывай, снег-то не пылит.
Такие исследования проводили ещё в СССР на грузовиках народного хозяйства, но результаты не афишировали, как и многое другое в то время.
23 ноя 2007, 08:33
strannik писал(а):
Раздатка. В начале зимы, когда рыхлый снег, пухляк - постоянно включена. Чуть встал наст - не включают вообще, хорошо идет и так.
Вообще, по снегу раздатку можно не выключать.
Летом, на болоте, грязи - включают, на твердом - выключают. По ресурсу - сказать сложно, еще ни одну не убили.


имеется в виду блокировка?

Сообщений: 109 Пред. 1, 2, 3, 4, 5 ... 8 След. Страница 1 из 8
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0