Сверхнадёжный вездеход или 1.5мил. км не пердел.

Вопросы, обсуждение, сравнение.

Модератор: Норд-Авто

Сообщение
Автор
14 дек 2007, 13:29
Сверхнадёжный вездеход или 1.5мил. км не пердел.


Первое. Начинать что-то новое надо с хорошим настроением(кто внимательно прочитал название ,
тот наверняка улыбнулся(буквы я "случайно" перепутал))
Второе. Чем невероятнее поставишь перед собой цель,тем дальше продвинешся на пути её решения.(любить
так королеву, ну а женится можно и на герцогине)
Итак начнём.Для меня Странник это прежде всего принцеп:сел поехал,приехал бросил.Я всегда
говорил: лень-двигатель прогресса!По определению вездеход должен быть надёжнее легкового
автомобиля среднего класса,а уж мотоцикла с танком и подавно.Среди болота магазина с запчастями не
найдёшь!Как этого добиться?Очень просто.Нужно перестать смотреть на странник как на транспортное
средство конкурирующее с одной стороны со снегохдами и каракатами в основе конструкции которых
лежит мотоцикл.А с другой стороны с гусяничными вездеходами в основе которых лежит танк.
О надёжности заложенной в конструкцию танка говорит такой факт:по нормативам, среднее
время жизни танка в современном бою-8,5минут.В конструкцию Странника сейчас заложен принцеп
легкового автомобиля,соответственно и ломатся он будет также как и легковой автомобиль(это
подняло его,по надёжности, на голову выше конкурентов),но для новой концепции сверх надёжного
вездехода это уже не приемлемо!Для реализации концепции сверхнадёжного вездехода нужно в основу
конструкции заложить принцеп профисионального оборудования расчитанного на круглосутоточную
эксплуатацию в течении нескольких лет.Теперь Странник будем рассматривать как "профессиональное
оборудование".Разложим его на составляющие,и постораемся вложить в каждую составляющую максимум
возможной долговечности и надёжности.У меня получилось следующее:

1.Двигатель. 800 000км
2.Привод колёс. 1 500 000км
3.Колёса. 250 000км
4.Трансмиссия.800 000км.

1). Двигателей должно быть Д В А! Мощность каждого в 3-4раза ниже жигулёвского мотора.
Во первых.В любом нормальном вездеходе с нормальным(предусмотрительным)водителем второй двигатель уже есть!
Только лежит он разобраный,мёртвым грузом в виде зап.частей.Нет? Ах да,я ошибся, некоторые зап.
части лежат в двух,а то и трёх экземплярах.Каждый двигатель устанавливается в своей тележке.
во вторых.В 50-99%(в зависимости от условий эксплуатации)достаточно привода на одну тележку
С условием ,что что редуктор моста имеет блокировку.
В третьих.Маленький двигатель будет работать в наиболее экономичной зоне оборотов что сократит
расход топлива.
В четвёртых.Общий ресурс, в связи с поочерёдной работой двигателей возрастёт в 1,5-2раза.
В пятых.Двигатели должны быть профессиональные(комерческие) с ресурсом в два(бензиновые)-
четыре(дизельные)выше чем у легковых машин.Например Honda GX 670 и Mitsubishi Diesel.
В шестых.В случае отказа двигателя вместо него или к нему можно подсоединить мощный электро-
мотор который стандартно используется как "водяной" двигатель.Включать его переодически,для
преодаления трудных участков.
В седьмых.Вес двух моторного вездехода снизится т.к.не надо будет возить зап.части,ликвидируется
2 метровый кардан и раздаточная коробка,да и вес двух двигателей Honda GX 670 всего 84кг,
а двигателя Ваз 120кг,но эту разницу сьедает дополнительная коробка передач.


2).Привод колёс - цепью. Да, да Ц Е П Ь Ю ! И пройти цепь может более 1 500 000км!!!
Обосновываю: Посмотрите на Странник. Какой двигатель там стоит? ВАЗ-2106.А какой у этого двигателя
привод распредвала,трамблёра,масляного насоса,бензонасоса? Цепью.А сколько километров может проехать
леговой автомобиль с этим двигателем до капитального ремонта? При правильном уходе около 200 000 км.
А сколько оборотов сделает двигатель при этом пробеге?Пробег(200 000 000м) делим на длинну окружности
колеса(примерно 1.8м),умножаем на 4.1(передаточное отношение моста),умножаем на 1.18(коэф.учитывающий
пробег на 1,2и3-ей передаче)Получаем 537 555 557 оборотов двигателя т.е. ,соответственно,ведущей
звёздочки на коленчатом валу дигателя.А теперь представим ,что эта звёздочка и цепь с ресурсом
537,6 мил.об. вращают не навесное оборудование двигателя,а колесо странника с передаточным отношением 1:1
и (давайте условимся)потребляет это колесо мощность,не более чем распредвал,трамблёр,масляный и бензонасос
вместе взятые и цепь смазывается в маслянной ванне.Следовательно, ресурс цепи сохранится.Так какое
расстояние пройдёт странник с этим цепным приводом? Сейчас посчитаем.Длинна окружности колеса Странника
примерно 2.67м умножаем на 537 555 557 получаем прбег- 1 435 273 333м(1,4мил.км) без замены цепи!
И это мы ещё не учли холостой ход двигателя,а значит пробег будет ещё больше!А если за основу расчёта
взять двигатель хорошей иномарки?Чтобы получить такой пробег -нужно выбрать правильную цеть.
О мотоциклетных цепях даже не заикайтесь! Ух,как я на них зол!
Ладно,продолжим.

3)Колёса.Здесь три пути:
а).Увеличить диаметр колеса.
б).Увеличить высоту протектора.
в).применить более качественную, износостойкую резину.
Расмотрим только пункт "б".Если принять средний износ-10мм на 50 000км.,то применив протектор в виде
шашек 55мм:55мм:55мм получим пробег 250 000км.

4).Трансмиссия. Коробка автомат(от 1.5-2литрового мотора--Двухступенчатый редуктор 1:1, 1:4 --мост
с блокировкой(от японского 3-6 тонного грузовичка)--цепи на колёса 1:1.(для увеличения дорожного просвета)

Последний раз редактировалось rowero 14 дек 2007, 13:49, всего редактировалось 2 раз(а).


Але ное-ностро алес.
Что означает:ежеле один человек что то сделал,другой это завсегда разобрать сможет.(к\ф"Формула любви")
14 дек 2007, 13:44
Благими намерениями выстелен путь в АД...

Приставка СВЕРХ... в технике неприменима, а 100% резервирование всего даст такую перегрузку, что не позволит доехать даже до края города, не то что до бездорожья...
14 дек 2007, 15:23
1.Двигатель. 800 000км
Наработка на отказ у лучших дизелей - 12000 часов. При скорости 20 км/ч 240 тыс.
В 50-99%(в зависимости от условий эксплуатации)достаточно привода на одну тележку
Достаточно одного процента и маршрут не пройден. Т.е. совместная работа двигателей (полный привод) - обязателен.
Два двигателя, это хорошо. Если хорошо два, то почему не 8?
Один вопрос.

Как синхронизировать движки будем?

По весу. Вес двух агрегатитованных (коробка, раздатка...) двигателей будет почти вдвое выше одного двойной мощности. Разумеется рассматриваем двигатели одного уровня исполнения (ЗАЗ и B&S - разные).
1. Двигатель действительно может пройти 200 тыс. Цепь - нет. Поменяешь раз 5-10.
2. Мощность передаваемая цепью ВАЗа - примерно 300-500 ват.
Режим работы - без рывков, моменты инерции крайне малы.
На колесо требуется минимум 6 квт. Посмотри на цепь ГРМ, мысленно усиль в 20 раз (не забываем о рывках, моменте инерции), подумай, что получится.
Ну и из практики. Арго. Делают уже лет 30. Цепи сделать не могут. Достала всех владельцев.
3. По колесам. Всего один вопрос. А почему до сих пор нет шин, с пробегом 200 тыс. Не хотят?
По трансмиссии. Цепи в кожухе, понятное дело. Посмотри на Валерины фотки, где машина боковиной колеса, по валунам юзом сползает. Что с кожухом будет?
Про мелочь, где взять сотню (на год работы) мостов от японских грузовичков - я уже молчу.
14 дек 2007, 15:43
Добавлю - цепь в двигателе в приводе распредвала работает в очень интересных условиях. Вопервых она очень хорошо смазывается. И еще - она крутится только в одну сторону и не испытывает знакопеременных нагрузок. Поэтому натяжительный механизм простой, а ресурс цепи достаточно высокий и сравним с ресурсом самого двигателя. Если делать привод на колесо, то нагрузка будет знакопеременной, никакой натяжитель цепи такого измывательства не выдержит, да и цепь будет умирать в разы быстрее. Про смазку я вообще молчу. Вобщем не то.

С уважением Игорь
АКА Vzhik
14 дек 2007, 16:58
МОНИН ИЛЬЯ писал(а):
Приставка СВЕРХ... в технике неприменима, а 100% резервирование всего даст такую перегрузку, что не позволит доехать даже до края города, не то что до бездорожья...

В самолётах 300% -ое резервирование и ,ничего,летают.Кстати,почему так спокойно ездить по городу,и так беспокойно по тундре,болотам,тайге?Потому,что количество резервных вариантов добраться обратно до дома резко сокращается!
"Сверх"-это потому,что я сам офигел от цифры 1 500 000км!Стал цепями вплотную заниматься-ещё больше глаза на лоб полезли!Сейчас о них целую статью писать начал.Никогда ничего не писал,но тут душа не выдержала. :smile:

Але ное-ностро алес.
Что означает:ежеле один человек что то сделал,другой это завсегда разобрать сможет.(к\ф"Формула любви")
14 дек 2007, 17:55
В самолетах просто другой подход при конструировании. Если делать автомобиль с самолетным подходом, то то что получится будет либо офуенно летать либо очень фуёво ездить. :)

С уважением Игорь
АКА Vzhik
14 дек 2007, 19:50
Запас прочности у самолета - 1..2%, а резервирование систем управления 3-х кратное. Двигатели в самолете стоят только на 100% нагрузку, без запасов.
Да и стоят самолеты по 1000у.е/кг, что в 30 раз дороже странника.
15 дек 2007, 23:09
strannik писал(а):
Наработка на отказ у лучших дизелей - 12000 часов. При скорости 20 км/ч 240 тыс.

Если прибавить второй двигатель,то пробег будет-360 -480тыс.км.Мало? По советским нормативам ,нароботка легкового автомобиля малого класса(москвич,жигули) на отказ -15 тыс.км,а до капремонта-125 тыс.км.
strannik писал(а):
Достаточно одного процента и маршрут не пройден. Т.е. совместная работа двигателей (полный привод) - обязателен.
Два двигателя, это хорошо. Если хорошо два, то почему не 8?

Две тележки-два моста-два двигателя.
strannik писал(а):
Как синхронизировать движки будем?

На то и коробка-автомат,пусть сама подстраивается.Привод управления стандартный -тросовый.Как коробки,так и двигателя.
strannik писал(а):
По весу. Вес двух агрегатитованных (коробка, раздатка...) двигателей будет почти вдвое выше одного двойной мощности.

Да,по весу я загнул.Повышение надежности почти всегда влечёт повышение веса.
strannik писал(а):
1. Двигатель действительно может пройти 200 тыс. Цепь - нет. Поменяешь раз 5-10.

Не-а не поменяю, я теперь два волшебных слова знаю-""Р А С Ч Ё Т Ц Е П И "" :smile:
strannik писал(а):
Режим работы - без рывков,

vzhik писал(а):
И еще - она крутится только в одну сторону и не испытывает знакопеременных нагрузок.

Ну-уу.. ребята от вас не ожидал... Как будто вы распредвал в глаза не видели.Это же самая кривая деталь в двигателе! После коленвала конечно.Когда распредвал вручную прокручиваешь ,он сначала упирается,а потом сам из рук вырывается и вперёд прокручивается!Это его пружины клапанов толкают.Самые ,что ни на есть рывки и знакопеременные нагрузки получаются!Хотя...плевать на них это всего лишь коэффициент -Кн=1.4
vzhik писал(а):
Вопервых она очень хорошо смазывается.

Это всего лишь коэффициент -Кс=0.8.Если смазывать раз в день,то коэффициент -Кс=1.5.при капельной Кс=1.0
vzhik писал(а):
никакой натяжитель цепи такого измывательства не выдержит

Добавь коэффициент-Крег=1.25 и навсегда забудь про регулировку!выброси все натяжители!
strannik писал(а):
Цепи в кожухе, понятное дело. Посмотри на Валерины фотки, где машина боковиной колеса, по валунам юзом сползает. Что с кожухом будет?

Кожух-резиновый,а снизу защитная лыжа.
strannik писал(а):
Ну и из практики. Арго. Делают уже лет 30. Цепи сделать не могут. Достала всех владельцев.

Тоже из практики: микроавтобусы тойота лит-айс,таун-айс(самая массовая серия)Делают 25 лет. Привод переднего моста-цепью.Не слышал ни одной жалобы на цепь.
Думаю у Арго та же проблема ,что и у мотоциклов : цепь жестоко перегрузили.
strannik писал(а):
Про мелочь, где взять сотню (на год работы) мостов от японских грузовичков - я уже молчу.

В Японии. :smile:
vzhik писал(а):
В самолетах просто другой подход при конструировании. Если делать автомобиль с самолетным подходом, то то что получится будет либо офуенно летать либо очень фуёво ездить.

Да хотя бы с позиции общего машиностроения надо проверять каждую деталь перед установкой её на вездеход,не будет ли она там перегружена.
strannik писал(а):
3. По колесам. Всего один вопрос. А почему до сих пор нет шин, с пробегом 200 тыс. Не хотят?

Почему нет? Пол мира на них ездит и ещё наваривает..http://www.nordlys.ru/
МОНИН ИЛЬЯ писал(а):
Запас прочности у самолета - 1..2%,

А как же перегрузки в десять "же" ?
МОНИН ИЛЬЯ писал(а):
Двигатели в самолете стоят только на 100% нагрузку, без запасов.

100% это только на взлёте и не более 15минут.Весь остальной полёт 50-70%

Але ное-ностро алес.
Что означает:ежеле один человек что то сделал,другой это завсегда разобрать сможет.(к\ф"Формула любви")
16 дек 2007, 00:42
Десять "же" это и есть расчетная нагрузка для боевых и спортивных самолетов, дальше потеря сознания у пилота, у гражданских максимум 2-3 "же", большая прочность делает самолет не рентабельным.
Для наземных машин нагрузки ударные на гораздо более высоких ускорениях, так падение ящика на бетонный пол с высоты 1м это уже 100 "же", кстати на такое ускорение расчитывают метеорологические ракеты-зонды.
Твердое колесо при качении по твердым неровностям имеет чудовищные перегрузки, ограниченные только прочностью материала колеса и самих неровностей, потому то жёсткие катки гусеничных машин и принято обрезинивать.
В номинале автомобильные двигатели работают меньше авиационных, основная езда на 1/3 мошности.
16 дек 2007, 01:52
rowero, с цепями, ты точно заблудился.
Нагрузка на цепь в двигателе и на колесах, две большие разницы.
Вставь кривой стартер в двиг и крути его сколько душе угодно, это нагрузка на цепь. Теперь вставь кривой в колесо Странника и крути, нет, не крутится, не едет, это нагрузка на колесную цепь. Это я тебе по простому, чтобы народ в блудняк не вгонял.
Стоит у меня ARGO на базе, приятель купил б/у, цепи по раме стучат, вытянулись, пробег 200 с копейками моточасов. Сейчас шестерни и цепи новые заказывать будет.
То что твои японские автобусы ходят, с подключением переднего моста цепью, причина в том, что они передний мост не подключают.
16 дек 2007, 12:24
Идея сверхнадежности - идея фикс. Сверхнадежнфй вездеход будет возить сам себя с практически нулевой полезной нагрузкой. А нужен ли такой вездеход, ведь главная задача этих машин - утащить по бездорожью максимальную полезную нагрузку и при этом вернуться на базу. И так в течении хотя бы 10 лет с минимумом обслуги. Вопрос надежности - не праздный, но я считаю что надежность должна находится в разумных пределах, а живучесть машины (как функция возврата на базу) от надежности зависит не прямо пропорционально. Считаю, что тема живучести - более полезная для коллективного разума.

Тише едешь - быстрее приедешь!
17 дек 2007, 15:26
rowero писал(а):
strannik писал(а):
Два двигателя, это хорошо. Если хорошо два, то почему не 8?
Две тележки-два моста-два двигателя.
Погоди, колес-то (движителей) -восемь. Почему тогда не пойти по логике мотор-колесо? Трансмиссия упрощается до идиотизма, все на прямых валах. Правда встают проблемы веса, цены и главное - синхронизации.

strannik писал(а):
Как синхронизировать движки будем?

На то и коробка-автомат,пусть сама подстраивается.
А вот тут давай поподробнее.
Впереди колеса в сугроб уперлись, сзади - на колее стоят. Передняя коробка - снижает обороты, поднимает момент. Задняя (на колее) срывает колеса/ролик?
А как оно на динамических нагрузках будет, с высокой производной?
Как с переходными процессами? В ТАУ, есть две типовых функции для исследования динамических процессов. Скачок Дирака (бесконечная амплитуда, бесконечно малое время, конечная энергия) и Хевисайда - вертикальный фронт, с бесконечной производной. Прикинь, что получится.
По моему, два (или больше) движка - несерьезно.

strannik писал(а):
По весу. Вес двух агрегатитованных (коробка, раздатка...) двигателей будет почти вдвое выше одного двойной мощности.
Да,по весу я загнул.Повышение надежности почти всегда влечёт повышение веса.
Не всегда. У Странника - трансмиссия - легче. А если брать вес трансмисси на одно колесо - дык ваще в разы. :)

Не-а не поменяю, я теперь два волшебных слова знаю-""Р А С Ч Ё Т Ц Е П И "" :smile:
Ну, и что вышло? Посчитал?

Добавь коэффициент-Крег=1.25 и навсегда забудь про регулировку!выброси все натяжители!
Тут бы тоже поподробнее. Крег в 25% это уже уже серьезная регулировка. Для метрового балансира - 25 см. Что выбрасываем?

Кожух-резиновый,а снизу защитная лыжа.
Тут тоже все совсем не просто. 8 герметичных емкостей с маслом в условиях постоянных ударов, и чтоб не потекло ничего... Резина - врядли, просто замнет и закусит в цепь. Лыжа - не всегда поможет. Там палки в кустах бывает и сверху втыкаются, но вопрос всеж не принципиальный.

Тоже из практики: микроавтобусы тойота лит-айс,таун-айс(самая массовая серия)Делают 25 лет. Привод переднего моста-цепью.Не слышал ни одной жалобы на цепь.
Вот это, пожалуй самый сильный довод. А цепи живьем видел? Размеры звена, вес, длина?

strannik писал(а):
Про мелочь, где взять сотню (на год работы) мостов от японских грузовичков - я уже молчу.

В Японии. :smile:
Дык это, берите, говорят, пару тыщ, контракт заключим, японский выучите... :), впрочем это проблема всех малых серий. Серьезным производителям возится с этим смысла нет.
17 дек 2007, 17:08
Вован Петрович писал(а):
а живучесть машины (как функция возврата на базу) от надежности зависит не прямо пропорционально. Считаю, что тема живучести - более полезная для коллективного разума.
Тема живучести - близка к теме успешных экспедиций. Пока - самое надежное для успеха - санные поезда. Куча тракторов, соляра цистернами, куча запчастей, регулярные рейсы - скинуть, чего забыли. Или корабль.
Если коротко - тонны всего. Если еще короче - большая куча бабок.
17 дек 2007, 17:31
Только по сложному рельефу санные поезда не едут: в горку трактора не тянут, а под гору сани накатывают на трактор. Вот и получается, что саням место только на заснеженных льдах водоемов.
20 дек 2007, 13:35
strannik писал(а):
rowero писал(а):
Тоже из практики: микроавтобусы тойота лит-айс,таун-айс(самая массовая серия)Делают 25 лет. Привод переднего моста-цепью.Не слышал ни одной жалобы на цепь.
Вот это, пожалуй самый сильный довод. А цепи живьем видел? Размеры звена, вес, длина?


Насколько понимаю, в раздатках многих полноприводных машина применяется "многопластинчатая бесшумная цепь Морзе". У мноигх таких машин передний мост - подключаемый, а по асфальту (т.е. 90% пробега) они ездят на заднем приводе, т.е. эта цепь не работает И, соответственно, не изнашивается. Если полный привод подключать слишком часто и на нескользких грунтах, то изнашивается, и ещё как! Вот пара примеров:
http://www.suzuki-club.ru/forum/printth ... 8c3&t=9240
http://daihatsu.cittel.ru/wwwboard/?9614,t

Правда, такая цепь применяется и на машинах с постоянным полным приводом, т.е. когда ей приходится рабоать всегда: http://www.autoreview.ru/new_site/year2 ... very/1.htm
Да и легковые полноприводные Мерседесы тоже, насколько помню, цепь Морзе используют.

Сообщений: 32 Пред. 1, 2, 3 След. Страница 1 из 3
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0