Страница 1 из 6

вопросы

Добавлено: 16 апр 2007, 16:43
strannik
Вячеслав 10.04.2007 09:30

я геолог, на 71-х уже 20 лет катаюсь на Чукотке
колесные пневматики идут у нас только зимой, да и машины все любительские

следующей зимой обязательно заеду посмотреть машины вживую
так как всяко надо будет покупать технику

вопрос про живучесть колес:
40000 пройдено- это по снегу?
а летом по камням- как они ходят?
если надо проломить лес- такой же,как может поломать газ-71? защита морды есть?
крутиться меж деревьев, где пройдет 71- Странник может ?
Работа в жару на болоте- как перегрев?
с таким запасом тяги- прицепчик бы на такой же базе, и запаска, и грузоподъемность

Добавлено: 16 апр 2007, 17:30
strannik
Странник 10.04.2007 18:37
>вопрос про живучесть колес:
>40000 пройдено- это по снегу?
Да.

>а летом по камням- как они ходят?
Ходят. Понятное дело не так как по снегу. У нас больше 20 000 км выдерживали (песок, суглинок).
Пара машин этой осенью успели месяца полтора побегать по скальнику (3-4 тыс.). Не фатально.
Тем не менее, пока осторожничаем, даем пробег 10 тыс. км.

>если надо проломить лес- такой же,как может поломать газ-71?
:) Этож не танк!
71-й в три с лишним раза тяжелее! Конечно такие же стволы не сломает. По 4-5 кустарнику/подлеску - идет легко. Березки сантиметров 5-7, но 10 - думаю предел.

>защита морды есть?
За глаза хватает прочности морды. Деревья бодать, честно говоря не пробовали.:) Вообще, отрихтованных морд на Страннике - пока не видели.

>крутиться меж деревьев, где пройдет 71- Странник может ?
"Крутится" - нет. Управление за счет ломающейся рамы. Фрикционов нет. Радиус поворота в районе 7 метров (это ближе к ЗИЛ-130). С другой стороны, 71-й на полтора метра длинее, и на полметра шире.

>Работа в жару на болоте- как перегрев?
С этим нормально. Движок троешный, работает вполсилы, электро-вентилятор.

>с таким запасом тяги- прицепчик бы на такой же базе, и запаска, и грузоподъемность
Запаску с собой никто не возит. Не нужно. Прицепчик в планах. Но в первых планах - легкая недорогая платформа, чтобы могла буксироваться тяжелыми легковушками (УАЗ, джипы...).

Добавлено: 15 авг 2007, 11:20
Семьянин
Господа, почему отказались от цепных передач на колёса?

Добавлено: 21 авг 2007, 00:53
strannik
Семьянин писал(а):
Господа, почему отказались от цепных передач на колёса?

Это одно из первых решений. Вполне приемлимо для караката, когда ездит автор. Для серийной машины, оказалось ненадежно, цепи часто рвались.

Добавлено: 21 авг 2007, 03:32
Семьянин
А какое было передаточное число по отношению полуось колесо? (ведущая звёздочка к ведомой, от чего они?) Такое же как и сейчас 3 к 1? А цепи какие? Крутящий момент с полуоси передавался на колёса одной цепью на два или на каждое? Как в таком случае крепился балансир? Тоже как-то наверное на мосту. Каким образом? Хочу собрать вездеход, подобный Страннику, но на цепных передачах.

Добавлено: 23 авг 2007, 15:16
strannik
Семьянин писал(а):
А какое было передаточное число по отношению полуось колесо? (ведущая звёздочка к ведомой, от чего они?) Такое же как и сейчас 3 к 1? А цепи какие? Крутящий момент с полуоси передавался на колёса одной цепью на два или на каждое? Как в таком случае крепился балансир? Тоже как-то наверное на мосту. Каким образом? Хочу собрать вездеход, подобный Страннику, но на цепных передачах.

Цепи и звездочки - ижевские, две маленькие звездочки на полуоси, по одной большой на колесах. Натяжитель за счет удлинения плеча балансира.
Испытывались два сезона (зима, лето). В тундре (под Воркутой) и горах (Полярный Урал).

Главный недостаток - ненадежно.
По говнам-кустам - слетают цепи, в горах - очень высокий износ (пара звеньев на сотню км). Зимой - еще более-менее, летом совсем хреново.
Дальше - усложнение, утяжеление, снижение прочности балансира.
Усложнение, удорожание конструкции в целом.
Появление восьми (!) дополнительных элементов регулировки (натяжение цепей), которые нужно крутить чуть не после каждой сотни км.
Ну и ограничения на конструкцию колес (момент со передается со ступицы). Короче все это прямо противоречит концепции машины. Хотелось сделать аппарат, который не ломается, с надежносью, качественно отличающейся от существующих вездеходов.
На Страннике, вполне реально сделать десяток выездов километров по 400, не делая по машине ничего.
Пробовали и передачу через шестерни. Очень сложно, дорого, большой вес и ненадежно. С ремнями - не пробовали по очевидным причинам.
Для каракатов, таких жестких ограничений на надежность - нет. Ездит на них обычно автор, шаманит на ходу, 100 км без поломок - уже замечательно. Там решение на цепях - может быть вполне оправдано.

Рекомендация от нашего главного конструктора.
Рулевые колеса сдвинуть назад, иначе не выбраться из болота, воды (на лед) и т.д. Передние колеса у вездехода должны быть ведущими. Если это вездеход разумеется.
Спереди тележка на балансире с 4-мя колесами, на ней движок, коробка, мост. На мосту две звездочки, цепи.
Движок сдвинуть назад (чтобы обеспечить одинаковую загрузку всех колес).
Сзади два колеса, между ними ломающаяся рама, это позволит избежать скручивающих нагрузок и уйти от тяжелой рамы к легкому каркасу из прямоугольной трубы.
С централизованной подкачкой колес (как на Страннике) лучше не заморачиваться, сложно.

На предмет купить колеса и ролики от Странника. Пока, это не реально. Их впритык хватает на комплектацию новых машин и замену изношенных для уже выпущенных аппаратов.

По поводу крепления балансира. На чулок моста навариваются труба, на ней через бронзовую втулку - балансир. выход полуоси через сальник.

Добавлено: 27 авг 2007, 03:53
Семьянин
Благодарю за просветление! Будем потихонечку заниматься подбором материала и агрегатов. А вы счего начинали изготавливать ролики, колёса? Как всё это происходило?

Добавлено: 19 сен 2007, 15:24
strannik
Семьянин писал(а):
Благодарю за просветление! Будем потихонечку заниматься подбором материала и агрегатов. А вы счего начинали изготавливать ролики, колёса? Как всё это происходило?

Да не за что, на здоровье и удачи. :)
А начиналось все достаточно традиционно. Хочется туда, где не был. В наших местах, это означает вездеход, а вездеход - означает гусянки с кучей присущей им головной боли. Просто так - уже не покатаешься.
Каракат. Вроде просто, но холодно, ненадежно, тяжело, есть такие места, где после 15 км в руках стакан не держится :)
Значит нужна машина. Всерьез шарахаются по тундре - достаточно небольшими командами. 2-4 мужика на один аппарат. Плюс шмотки/еда - получается в районе полутонны грузоподъемности.
Дальше, простейшие расчеты показывают, что для опорной проходимости в наших местах, нужны либо колеса под полтора метра, причем шесть (четырех не хватает), либо (если уменьшить радиус) - нужно увеличивать количество опорных точек.
Большие колеса - это головная боль с мостами. Мосты от легкой техники (Нива, УАЗ) - будут лететь (что и делают), от тяжелой - вес мостов, рамы - съедает опорную проходимость. Спрашивается, за что боролись.
Кроме того, подвести момент на столько колес, обеспечив легкость машины - тот еще цирк. Не даром, на многих аппаратах из шести колес - ведут четыре. Кроче на прямом, традиционном пути - сплошные тупики.
Значит нужно не традиционно. Вот тут и выскочила балансирная подвеска. Одним мостом - крутим сразу четыре колеса. Ну и колес добавилось, а значит опорная проходимость.
Дальше намучившись с опять таки традиционной передачей момента через ступицу - созрели на еще один фокус. Передавать момент непосредственно на рабочую поверхность.
Ну, и еще один шаг, рулить-то нужно! Традиционный путь - рулевые колеса, опять таки много недостатков. Сложно, огромные ниши, самое главное, из-за диагональных скручивающих моментов - приходится делать серьезную, тяжелую раму. Разрежь машину пополам - и раму можно выкинуть. Вместе ее килограммами. Вот и разрезали.

А дальше пришло осознание следующего факта:
Лет наверное 200 назад - кому-то пришла идея вращать колесо передавая момент со ступицы. В результате - появился весь существующий парк колесных машин. От трактора Беларусь, до Формулы-1.
Мы используем иной принцип, и соответственно, ожидаем появления нового класса машин.
Мы вполне понимаем серьезность этого заявления, но так уж получилось. :)
Что это означает для нас? - Прежде всего огромный объем работы.
Существующие колеса совершенствуются уже лет 200. Казалось бы, куда дальше? Тем не менее, ежегодно появляются десятки новых моделей покрышек, но!, _все_ существующие колеса и машины - проектируются под эту идею (момент от ступицы). Соответственно, определенные ограничения, на проскальзывание покрышки по диску, соотношения диаметров колеса/обода, боковин колеса и т.д. (т.д. - очень много).
Но у нас-то этих ограничений нет! К примеру (самое простое), можно обод в разы уменьшить (а значит повышать плавучесть машины) - проворота покрышки не будет.
Кроме того, если первый привод на колеса - был чисто фрикционным, то сейчас, мы вполне осознано смещаем акценты в стороны гибкой шестерни. А теории этого дела - нет вообще. Пока сплошь - эмпирика.
В результате, сегодня испытывается уже не помню какая по счету пресформа. Надеюсь скоро выложим результаты. Все это достаточно сложно и дорого. Для примера, Трэкол, выпускает колеса на типовой форме 94 года, закладывая меньшее количество слоев корда и нарезает шашечки на уже готовом колесе.
Есть ряд идей по стабилизации балансира, по конструктивам ролика и т.д. Я уже не говорю о постоянной модернизации (как машины, так и производства) и модельном ряде. Словом концов этой работы - пока не видно. Зато - интересно.

Добавлено: 20 сен 2007, 12:37
Семьянин
Да... Довльно сложно, одному однозначно не подсилу такая система машиностроения! А вот единичный случай пожалуй можно рассмотреть и изготовить один экземпляр.

Добавлено: 27 сен 2007, 23:14
rowero
Доброго времени суток! Машина получилась у Вас необыкновенная!И по кострукции и по

проходимости. Поздравляю! А теперь вопрос. Почему между роликом и колесом у вас использована

ПРЯМОЗУБАЯ, а не КОСОЗУБАЯ или ещё лучше(что б небыло осевой нагрузки) ШЕВРОННАЯ(ёлочкой)

передача? Ведь тогда бы ваш вездеход двигался значительно тише! Пример: у легковых авто все

передачи косозубые ,кроме,заднего хода.Проедтесь на ЛЮБОЙ МАШИНЕ вперёд,а ,затем назад и вы

сразу услышите этот вой!Т.к. на заднем ходе стоят ПРЯМОЗУБЫЕ шестерни.И зачем ,спрашивается

.вам нужен этот вой и вибрации? 16!!!!!!!! источников вибрации!?

Добавлено: 28 сен 2007, 13:24
strannik
rowero писал(а):
Поздравляю! А теперь вопрос. Почему между роликом и колесом у вас использована ПРЯМОЗУБАЯ, а не КОСОЗУБАЯ или ещё лучше(что б небыло осевой нагрузки) ШЕВРОННАЯ(ёлочкой) передача?

Спасибо за поздравления.
А вопрос хороший. Ответов два.
Есть не очевидный. Дело в том, что конструкция (чего бы то ни было) определяется не только идеями, но и возможностями. Если бы Странника делала фирма занимающаяся производством космической техники - это был бы совершенно другой Странник (правда и цены были бы другими :) ) . Все идеи, конструктивы - приходится примерять к имеющимся возможностям, оборудованию и т.д. Это если "вообще".
Недавно, зашла тема о прогрессе, главный конструктор рассказывал об идеях почти десятилетней давности. Какой он был наивный.
Начиналось, как космический аппарат. Мотор-колесо, электропривод, переменный профиль колес, море гидравлики..., на бумаге - было очень круто.
Дошли до железок..., короче посчитали - прослезились. Вот и думаешь, что это прогресс, или вовсе наоборот.

По колесам. Дело в том, что сейчас можно говорить о двух способах передачи момента с ролика на колесо: фрикцион, гибкая шестерня.
Если с фрикционом все более-менее понятно, то с шестерней - сплошные вопросы. Направление перспективное, но сложное. Прямое сравнение с обычными шестернями - вряд ли допустимо. В шестеренки не сыпят грязь и гравий, шестеренки не проектируют под проскальзывания зубьев и истирание со стороны дороги, форма зубьев и центр вращения шестерни - константы и т.д. А теории гибкой шестерни - в природе нет. Это, в свою очередь, означает значительные финансовые риски для новых проектов. Отсюда и стратегия: сделать нечто приемлимое, окупить вложения и двигаться дальше. Испытания лета 2006 - показали, что полученные характеристики надежности, износа - приемлимы. В результате, машина (не помню 11-я или 12-я) - пошла в серию. Сегодня, после года продаж, наша оценка Странника - "аппарат удался". Получился вездеход, надежность и эксплуатационные расходы которого качественно отличаются от аналогов. Появилась машина (пожалуй на сегодня единственная в мире), которую в состоянии содержать не исключительно профессиональные службы: геологи, нефте-газо- и т.д., а простые смертные (так же как легковые автомобили).
Весь этот год шла не только конструктивная доводка Странника, но и модернизация производства, что означает возможность реализации конструкторских решений ранее не доступных. Процесс этот будет продолжаться (сегодня концов не видно).
Теперь о зубьях. Дело в том, что мы хорошо знаем основные слабые места по нашему приводу.
Это самоочистка и сцепление на вязких грунтах. Шумы, вибрации... - вибрации, кстати, практически нет, а вот на кочках - прыгает, несколько радует что значительно меньше, чем каракаты. На УАЗик похоже. Короче - пока, эти вопросы вторые.
Варианты зацеплений - рассматривались (и рассматриваются) - самые разные. Плясали, разумеется, от зубчатых аналогов (а от чего еще плясать). Рассматривать приходится очень внимательно. Литье и обработка новой пресформы дело очень не простое и не дешевое. Опыт неудач - был.
Скоро начнуться испытания новой пресформы. Причем идея там традиционна, не от зубчатого зацепления (по крайней мере мне такие шестеренки не известны).
Там постарались учесть сразу группу факторов: ресурс по износу, сцепление с вязким грунтом, самоочистка, сдвиг от фрикциона в сторону гибкой шестерни. По шуму, кстати, тоже ожидаем значительного снижения.
Если появятся ожидаемые (хорошие) результаты - обязательно выложим на сайт. Ну, а если не хорошие - выкладывать пожалуй и смысла нет. Просто очередная железка пополнит склад металолома (постучал по монитору :) ).

Добавлено: 29 сен 2007, 00:15
rowero
Спасибо за такой обстоятельный ответ!
strannik писал(а):
Просто очередная железка пополнит склад металолома (постучал по монитору ).
Ненадо металолома!Пусть живет долго и счастливо! И рамножается...рамножается...рамножается...
:wink:
strannik писал(а):
а вот на кочках - прыгает, несколько радует что значительно меньше, чем каракаты. На УАЗик похоже
Да... "козление"только увеличением базы лечится и аммортизаторами. :cry: (можно попробовать поставить только один в шарнирное сочленение)или только крепления приварить а аммортизаторы пусть сами ставят ,как опцию. Кому комфорт нужен.
База... :lol: :lol: :lol: представил: длиииииииииииииииинный Странник-пульман с кольцами на крыше плаааааааааааааавно так по тундре несется-чукчи свадьбу гулют!!! :lol:
Про гибкие шестерни мы тоже не учили.Но первое что приходет на ум-это ремень ГРМ.Вроде и гибкий и зубастый,но он не проскальзывает и от грязи усердно защищён.
Теперь о грустном ,о резине.К сожалению ещё никто в мире не производит универсальную резину с оценкой хорошо или отлично, только удовлетворительно. И вас ждёт та же участь:выпускать одельно летнюю и одельно зимнюю резины,но уже с оценкой отлично для своих условий эксплуатации.Я имею введу менять не рисунок протектора ,а состав самой резины.
А можно ещё вопрос по шуму?(коварный :twisted: )
У вас двигатель прямо к кузову прикручен или на подушках стоит?

Добавлено: 03 окт 2007, 11:34
strannik
rowero писал(а):
strannik писал(а):
а вот на кочках - прыгает, несколько радует что значительно меньше, чем каракаты. На УАЗик похоже
Да... "козление"только увеличением базы лечится и аммортизаторами.

Тут пожалуй стоит уточнить. Метода оценки. Неровное поле, сухо, грунт плотный, Ярославль, начало мая. Еду на УАЗике, скорость - еще чуть и макушка начнет крышу рихтовать. Получается в районе 10 км/ч. Сажусь на Странника, ограничиваю скорость примерно такими же ощущениями, но скорость уже в районе 20 км/ч. Балансиры, за счет плеча все вертикальные ускорения снижают вдвое (как будто все кочки стали вдвое ниже).
Плюс мягкие колеса, минус - нет нелинейных элементов (амортизаторов), больше шансов раскачаться на волне. В целом, если ехать на одинаковой скорости - на Страннике "козление" гораздо меньше. Да, там еще Ниссан стоял, но на нем для сравнения, попрыгать не дали. Частнособственнические инстинкты однако :)

Есть одно "но". Бортовая качка - больше. Гораздо выше сидишь, кроме того, в отличии от рамных машин, ломающаяся рама норовит вцепиться всеми колесами в грунт, на любом рельефе. Соответсвенно больше и угол наклонов, и радиус.

rowero писал(а):
Теперь о грустном ,о резине.К сожалению ещё никто в мире не производит универсальную резину с оценкой хорошо или отлично, только удовлетворительно. И вас ждёт та же участь:

Вот эта тема, как раз не сильно актуальна. (что очень радует).
Дело в том, что критичность к параметрам резины - больше функция скорости. Не будет скорости - не будет пробегов (просто не успеешь). Вот если бы делали Формулу-1 для гонок зимой и летом, там - да. Можно сразу вешаться.
Странник - скорее трактор, нежели скоростная машина. Зимние испытания показали, что резина выдерживает больше 50 тыс. км. Такой показатель, считаем более чем приемлимым, чтобы не заниматься сейчас этим направлением, т.к. есть более важные.
Может быть со временем - дойдем и до этого. Просто заниматься всем сразу - означает все сразу завалить. Нужно выбирать конкретную (самую важную на данном этапе) цель и всеми силами долбить именно ее.
В плане резины, сейчас гораздо больше интересует временной ресурс колес, то бишь старение резины.
Если брать обычный трафик частников (охота, рыбалка, просто по диким местам пошарахаться) - получается 100-200 км в неделю (выходные), плюс пара тыс. - на серьезные походы (отпуск/праздники). В год получается 5-10 тыс. км. Больше половины - по снегу (в основном - это северные районы). По нашим прикидкам, по износу, колес должно хватить лет на 6-8. А вот состариться резина может и раньше.
Сейчас на одной из машин (которая жертва экспериментов, все ей бедной достается) - стоит одно из колес выпуска начала 2003 года. Цель - оценить старение резины. Пока, состояние - вполне приемлимое. Характер эксплуатации - как раз такой, какой я описал (для частников).

На мой взгляд, ресурс Странника - лет 15-20 беспроблемной езды. Только регламент движка. При этом по пробегу (износу) - одна замена колес (после 5-7-ми лет). Если (по старению) колесо 7 лет проживет - будет замечательно. Пока (на экпериментальной машине) прожило почти 4 года, дальше - посмотрим. Просто более старых колес у нас нет.

rowero писал(а):
А можно ещё вопрос по шуму?(коварный :twisted: )
У вас двигатель прямо к кузову прикручен или на подушках стоит?

На подушках. Шум от двигателя и вибрации - очень невелики. На холостых - практически не слышно. Ну, если педаль в пол - услышишь конечно :).
По уровню - очень похоже на шум от движка в наших жигуленках.
Шумит в основном резина (по грунту), и ролик (по резине). В децибелах оценить сложно, разговариваешь несколько повышая голос (орать не нужно).

Добавлено: 09 окт 2007, 11:58
Lesnik
Здравствуйте Уважемые Странникосоздатели!!!!!!!
Очень заинтересовался Вашим детищем!
Есть два вопроса:
1. Есть ли возможность Тест драйва?
2. Как его транспортировать за автомобилем?
Очень жду ответа! :smile:

Добавлено: 09 окт 2007, 13:00
strannik
Lesnik писал(а):
1. Есть ли возможность Тест драйва?

Есть, можно приехать на завод. Даже если не будет готовой модели, можно покататься на "старушке". Один из Странников проходит испытание на старение. Он же жертва всевозможных экспериментов. :)
Есть одно "но". Если человек приезает с серьезными намереньями - вопросов нет, более того, начальное обучение - обычный этап покупки.
Если "просто хочу покататься" - пока не можем. То, что и такая служба нужна - понимаем, но сейчас просто не потянуть. В планах - организация постоянных тест-драйвов ближе к лету.
Для организации серьезных покатушек - нужна машина сопровождения, 2-3 человека - день потерян. А график на заводе сейчас очень плотный, то, что люди вынуждены ждать машин по полгода - нас не украшает, приходится очень плотно работать.

Есть и второе "но". На самом-то деле, и три часа, и три дня - не дадут полного представления об аппарате. Для этого нужно откатать год (зиму, лето, межсезонье), попасть в кучу разных ситуаций, мест и т.д.
Т.е. драйв-тест, функционально, это скорее любопытство, желание поюзать новую игрушку. В этом плане, мужики те же дети, только крупногабаритные :). Короче, тут, мы понимаем. Сами такие :)

Lesnik писал(а):
2. Как его транспортировать за автомобилем?

Ну, например так:
Изображение