Письмо генконструктора, учредителя производства СБ Странник.

Модератор: Норд-Авто

Сообщение
Автор
02 апр 2009, 12:53
Уважаемые покупатели и участники форума

С опозданием, но закончены конструкторско-технологические и организационно-производственные работы, необходимые для выпуска и продаж снегоболотохода «Странник» модели 2008 г. (Далее в тексте «СБС-08). Изменения коснулись всех систем машины. При этом были учтены пожелания, высказанные за два года на форуме, но только в пределах назначения СБС-08 и его ТХ.

Для покупателей СБС-08 стал более крепким, безопасным, многофункциональным и экономичным в эксплуатации.

Производство уже функционирует. В марте началась продажа и отгрузка машин. С мая планируем выйти на расчетную мощность-4 машины в месяц (50 машин в год). И это предел объема выпуска, прежде всего связанный с ограниченнымипроизводственными площадями мини-завода Норд-Авто. Можно, конечно, снова строить здания или переоборудовать старые, размещать на стороне изготовление комплектующих, но ведь кроме конструкторских целей у проекта есть еще и коммерческие.

Снегоболотоход «Странник» сделан. Я не вижу далее ресурсов по улучшению его характеристик и снижению себестоимости. Теперь нужно точно знать: кому, по какой цене и по какому назначению будут реализовываться 50 машин ежегодно, на обозримый период.

Ниже, в таблице дано сравнение параметров СБС-06 и СБС-08

Изображение

* Больший вес из-за использования более толстолистовой обшивки:
- борта лодки – сталь 1,0 мм (было 0,8 мм)
- крылья и надстройки кабины – 1,5 мм алюминий (было 0,8 мм)

Краткое описание изменений в системах СБС-08.

Секция 1. В 2-х местной кабине, на водительском месте все без кардинальных изменений. Тоннель в уровне педалей стал шире на 50 мм, но в нем оставлено только две педали. Вместо оригинального лобового стекла установлены два стандартных от УАЗ-452, т.е. все 6 стекол в СБС-08 одинаковые, стеклоочистители на каждое лобовое стекло одинаковые.

Отопитель оставлен один, только в первой секции и расположен над тоннелем (кожухом) КПП. От отопителя шлангами и патрубками воздух распределяется в ноги и на лобовое стекло секции 1 и шлангом большего диаметра в секцию 2, где с помощью кожуха тепло распределяется в ноги и на стекло торцевой стенки.

Автомобильная тормозная система, располагавшаяся у СБС-06 в задней секции, заменена стандартной тормозной системой от с/х «Буран», работающей на обе секции. Тормозной диск и суппорт размещены на торцевых элементах КПП, а ручка тормоза на передней панели, вблизи рулевого колеса. Эффективность торможения составляет 300/500 кг соответственно на повышенном/пониженном рядах раздаточной коробки. Для сравнения, тяга СБС-08 на укатанном снегу не превышает 400 кг.

5-ти ступенчатая КПП устанавливается штатно исключительно для улучшения экономичности и снижения оборотов двигателя, а не для гонок по дорогам. Помните, что это все-таки не автомобиль, кроме того, надо помнить, что планки протектора шин роют и тянут по продольной оси машины, а при боковом движении по снегу и глине они становятся коньками.

В конструкции реализованы все пожелания по повышению надежности элементов электрической схемы СБС-08 и защите наружной светотехники.

Секция 2. Компоновать её было сложно, т.к. слишком обширны пожелания заказчиков. Внутренний объем условно разделен на грузовой трюм (в габаритах лодки) и спальный отсек (в габаритах надстройки). Разделение объемов производится настилов из деревянный щитов (досок). При снятых щитах весь объем секции может быть занят под груз или стать пассажирским отсеком на 4-х человек на двух поперечных лавках. Можно также установить пару автомобильных кресел. Заказы на дополнительное оборудование внутреннего пространства секции завод выполнять не может. Единственное изменение (по настоянию заказчиков) – это то, что будут врезаны небольшие иллюминаторы в боковые стены для дополнительного обзора пассажиров.

Широкие крылья (330 мм) не только защищают от грязи, но и предназначены для размещения основных и дополнительных бензобаков или грузов в коробках. Каждое крыло с растяжками крепится к каркасу надстройки 10-ю болтами М6.

Двери обеих секций унифицированы, снабжены пневмостойками, регулировочными гайками и мощными ручками-запорами.

В руководстве отмечено, но надо запомнить твердо, что запрещается езда с открытыми дверями (поднятыми пневмостойками) и пассажирами на крыльях обеих секций!

Трансмиссия – с расширением лодки удалось вернуть в конструкцию «родные» п/оси от мостов ВАЗ. В СБС-06 п/оси для привода роликов производились на заводе, но правда и отказов их в работе за 2,5 года отмечено не было.

Балансиры – при избыточной врезке ролика в шину, определяемой длинной плеча балансира, происходит повышенный износ краев зубьев ролика. Причина этого явления в том, что при врезке ролика в шину планки протектора в зоне контакта с роликом прогибаются и происходит концентрация напряжений на краях, реализующаяся в деформацию (износ). При недостаточной врезке ролика износ минимизируется, но может не хватить тяги ролика при торможении или движении задним ходом. На СБС-06 врезка ролика осталась еще с шин с 4-х мм протектором и составляла 40 мм.

Для СБС-08 геометрия балансиров снижает величину врезки ролики до 20 мм. Эта цифра экспериментально признана оптимальной на основании того, что прогиб планок протектора составил < 1 мм (но визуально еще заметен), а тяга скошенным зубом ролика составила 600-640 кг при давлении в шине 60:120 мм.рт.ст.. При давлении 150 мм.рт.ст. (0,2 кгс/см2) и тяге 900 кг (скошенным краем зубьев ролика) все колеса сорваны в букс (на резиновом полу). На снегу при давлении 70:80 мм.рт.ст. (0,1 кгс/см2) машина показала одинаковую тягу на подъем как при движении вперед, так и задним ходом.

Внимание для владельцев СБС-06 по № 0042 включительно! При покупке новых шин вам надо определиться с размером роликов для них, на 15-ти зубых (СБС-08) будет больше тяги, но и меньше ресурс, на 13-ти зубых наоборот.

Шины – комплектация последних СБС-06 шинами с крупно-планочным протектором высотой 10 мм (эти же шины идут и на СБС-08), обладающими высокими тяговыми характеристиками, провоцирует владельцев ездить на очень низком давлении (расслоения каркаса, конечно, не будет и в зимний период не будет заметного износа), но колесо (груженое) на давлении 50:60 мм.рт.ст. теряет 70-80 мм от геометрического радиуса, а подошва принимает форму сложноскладчатой поверхности, поэтому в бесснежный период неизбежны проколы и истирание поверхности слоев обкладочной резины с обеих сторон в зоне складки шины. Я не могу запретить езду на давлениях <0,1 кгс/см2, но ведь не так уж много мест в любое время года, где бы «Старнник» не прошел. Может лучше эти места объезжать, чем штурмовать. Тем более, что общеизвестно, что ни одна колесная машина сегодня, включая колеса из камер, обхваченных ремнями, не использует постоянно давление ниже 0,15:0,20 кгс/см2.

Назначение СБС-08. В моем понимании это колесный вездеход-амфибия, грузоподъемностью 0,5 тн, с приличной проходимостью в любое время года и его целесообразно использовать в районах тундры и лесотундры для активного отдыха и инспекционно-ремонтных работ на всех этапах строительства и эксплуатации линейных сооружений. И прописка этой машины – северные поселки, городки и базы. Можно конечно и в крупные города, но желателен прицеп к тягачу и права категории Е.

Для Европейской части страны, таежных нагорий Сибири и Д.Востока нужна более компактная, маневренная, транспортабельная машина, по габаритам и массе более близкая к классу ATV (снегоходы, квадроциклы, мини-амфибии типа «Арго»).

Но в отличии от ATV машина должна быть более устойчивой на земле и воде, иметь теплую кабину для водителя и штурмана, а главное иметь преимущество перед гусеничными ATV по маневренности и проходимости в глубоких лесных снегах, торфяниках и болотах всех типов, уверенно двигаться по тонкому льду, включая плавающий. Такое «простенькое техническое задание» вырисовалось еще два года назад из прямого общения с приезжавшими на завод любителями техники для круглогодичных воскресных выездов на природу. Люди как правило в возрасте, солидные, без энтузиазма принимающие спортивные ATV. Завершение работ по СБС-08 и запредельные размеры очереди на «Странника» дает возможность и обязывает форсировать работы по мини-страннику (Назовем машину условно СБС-09М). За два года уже многое сделано в плане компоновки систем, геометрии, материалов корпуса, силовой установки, трансмиссии и ходовой. Разработана конструкция шины и в апреле-мае завершится изготовление пресформы и оснастки для варки шин.

СБС-09М при массе порядка 300 кг будет иметь теплую кабину на 2-х человек и место для 100 кг снаряжения, ГСМ, трофеев.

Транспортировать ее можно будет в 5-ти тн ж/д контейнерах или любыми легковыми прицепами с платформой 1,65м * 2,60 м. Именно с этой моделью я связываю возможность многократного увеличения объема выпуска «Странников».

И, наконец, сухой остаток из моего обращения.
1. Стоимость СБС-08 устанавливается в размере 750 000 рублей. При этом, принимаются заявки (из очереди и вне очереди) на срочное приобретение машин. Срок исполнения таких заявок 2 недели и доплата за срочность - 20%. Авансы и предоплаты не требуются. Прошу очередников, подтверждающих желание приобрести СБС-08, сообщить свое решение звонком или смс по тел.
8 (915) 983-13-33 в отдел снабжения и сбыта ООО «Норд-Авто». Контактное
лицо Гамиловский Денис Владимирович.

2. Для очередников, не имеющих сегодня возможности приобрести СБС-08 или отдающим предпочтение будущей модели СБС-09М сделаем следующее: всю очередь (по состоянию на Апрель 2009 г.) замораживаем и фиксируем в виде копии до начала продаж СБС-09М в 2010 г.

С уважением Гамиловский В.К.
Конструктор,
Учредитель ООО «Норд-Авто»

02 апреля 2009 г.

С уважением, Евгений.
03 апр 2009, 09:01
strannik писал(а):
* Больший вес из-за использования более толстолистовой обшивки:
- борта лодки – сталь 1,0 мм (было 0,8 мм)

По моему тут вкралась ошибка.
Я сам лично видел как на заводе резали листовой металл для лодки, его толщина была 1,35 мм.
Владельцы Странников, измерьте пожалуйста, для меня это важно.
С уважением, Tit.

С уважением, Tit.
03 апр 2009, 09:17
Не понял. Новые шины будут на 80 мм уже? Или тут тоже вкралась ошибка?

Тише едешь - быстрее приедешь!
03 апр 2009, 09:43
strannik писал(а):
Я не вижу далее ресурсов по улучшению его характеристик

Евгений.
Получается что это пик Странника и более ни чего улучшаться не будет? А как же фиксируемые (управляемые)балансиры? Думаю что эту Машину еще можно и нужно дорабатывать. Если не будет выпускаться Странник(устаревшая модель) то рассматривался ли вариант открытия филиала в другом городе для его выпуска? Или хотя бы возможность покупки чертежей для самостоятельной постройки?

С уважением.Дмитрий.
03 апр 2009, 11:30
Новичок писал(а):
покупки чертежей для самостоятельной постройки?

А что там чертить? Купите в сборе балансир, ролик, ось, колесо. А дальше собирайте кузов сами. Так будет намного проще.

В двух словах - если есть возможность свалить в комфортную страну с мягким климатом то, делайте это не раздумывая.
03 апр 2009, 13:14
Erlan писал(а):
А что там чертить? Купите в сборе балансир, ролик, ось, колесо. А дальше собирайте кузов сами. Так будет намного проще.

Совершенно верно, только нет желающих за свои же деньги ещё и гаражной вознёй заниматься!
Хлопотно это, да и умения у большинства просто не хватит...)
03 апр 2009, 13:54
Я сам лично видел как на заводе резали листовой металл для лодки, его толщина была 1,35 мм.
Скорее всего это на брюхо, на бортах зачем такую?

Новые шины будут на 80 мм уже?
Это к Володе. Скорее всего уменьшил ширину дисков, чтоб снизить нагрузки на ось, впрочем, что гадать, спрошу.

Получается что это пик Странника и более ни чего улучшаться не будет? А как же фиксируемые (управляемые)балансиры? Думаю что эту Машину еще можно и нужно дорабатывать. Если не будет выпускаться Странник(устаревшая модель) то рассматривался ли вариант открытия филиала в другом городе для его выпуска? Или хотя бы возможность покупки чертежей для самостоятельной постройки?
Получается, что анонсирован проект совершенно новой машина. Причем с ТХ - 300*300 (СМ*ГП) с кабиной - я таких серийных аналогов не знаю ни у нас, ни у буржуев.
По сути - всесезонный снегоход с теплой кабиной. Очевидно, что будет существенно дешевле 08-ого. Если вдвое, то для покатушек (не для работы, где груз возить нужно) - всяко лучше две машины, чем одна двойной ГП за те же деньги.

Еще несколько тайн по новому проекту (ща все раззвоню) :).
Володя будет пытаться достичь расхода менее 10 л/100км в целик. Есть шанс, что будет существенно меньше 10. Что это означает, в плане автономок - комментировать не нужно.
По сути - это аналог Арго по габаритам, ГП, маневренности но:
1. Быстрее (очень надеюсь, что по трассе крейсерская будет в районе 50-60)
2. Мягче
3. Проходимее (причем существенно)
4. Надежнее
5. С бОльшим ресурсом (в разы)
5. Экономичнее по топливу (в разы)
6. Дешевле (в несколько раз)
7. Раскиданный на секции друг на друге - будет в размере комода в углу гаража.

Т.е. очень маленькая машинка для серьезных путешествий.
Мало пригоден для тех, кому нужно загрузить пару лосей, либо полтонны рыбы на продажу - (им Странник 08), но очень привлекателен для тех, кому просто покататься.

Я это все к тому, что ряд людей в очереди - перейдут на эту машину.

С позиций производства - на мощностях Норд-Авто таких малышей можно делать более сотни в год. С учетом 50 шт 08-ых - получается очень приличный объем. Откуда и уверенность, что с очередью справятся своими силами.

Теперь по 08-му. Я согласен с Володей в плане дальнейших ресурсов. Но с одним уточнением, в плане характеристик по проходимости, ресурсу узлов, расходников. Чего-то принципиально отличного - вряд ли достичь.
По управляемым балансирам. Насколько я знаю, 08 на дыбы поднять не удается (колеса в юз срывает раньше, даже по резине), т.е там уже проблема задирания балансира снижена.
Управляемые балансиры, дадут некоторый выигрыш, но, как показала практика, один мужик, не особо упираясь - дает больше. Просто чуток подталкивая в тяжелых местах.
Последняя поездка по руслу ручья (пухляк, метра 2, как минимум - груженный Странник идет касаясь брюхом, в колее человек периодически валится до пояса) - очень хорошо это продемонстрировала.
Машина встала, Вовка ерзает вперед назад метр вперед - два назад. На снегу уже не редкие касания, у устойчивый след от брюха, сантиметра 3-4. Глубина колеи на всех колесах практически одна, т.е. никакой балансир, тут чудес не сделает.
Два мужика выпрыгивают (примерно 180 кг), брюхо тут же подскакивает сантиметров на 20, но машина все равно ерзает. 10 метров вперед, метр назад. Первую пониженную, я чуток (килограмм 30 не больше), подпираю - идет, как танк. Парень снимал, потом догнать не мог.
Чисто практически, в таких местах проще, быстрее - подпихнуть, чем колдовать с балансирами.
Еще из практики. За полторы тысячи км зимой в Воркуте, такой фигни, что выгоднее просто идти толкая, пока встретилось около 2 км.
В этом самом ручье. В остальном - участки. 10-15 метров поерзал, пяток км просто едешь. Обычно не выпрыгиваем.
По 08 меня смущают две вещи. Суженное колесо и смещение рабочих давлений вверх. В серьезном снегу, где не идет никакая из тех колесных машин, которые видел - 06-ой идет уверенно, но на давлении не выше 60-ти. Как в таких местах пойдет 08-ой - сказать пока сложно, нет практики.
А улучшаться 08-ой - думаю будет. Пойдет первый опыт, практика, идеи... короче - обычный рабочий процесс.
Но принципиально из схемы в этих габаритах, с этой силовой и в этой цене - уже ничего не выжать. Тут я с Володей - согласен.
По филиалам. В Норд-Авто очень серьезно относятся к новому проекту (мини-Странника). Заняться филиалом - означает остановить новый. Смысла - никакого.
Что до продажи чертежей, оснасток для 06-ого... - я бы объявил конкурс да и продал. Пусть народ делает.
Правда, тут вопрос, где будут брать колеса, их - точно продавать не будут. Нет смысла увеличивать долю колесного производства, в ущерб другим собственным проектам, для обеспечения чужого производства.

С уважением, Евгений.
03 апр 2009, 14:45
strannik писал(а):
Правда, тут вопрос, где будут брать колеса, их - точно продавать не будут.

Надо делать машину под заводскую Шаину, вот и весь ответ...)
Колёса в страннике всегда было самым тонким местом, причём как по надёжности, так и по возможности расширения выпуска.
03 апр 2009, 15:44
Вован Петрович писал(а):
Не понял. Новые шины будут на 80 мм уже? Или тут тоже вкралась ошибка?

Ширина лодки увеличилась на 260 мм. и при старых колесах ширина вездехода не влезет в стандарт, и в железнодорожный контейнер не влезет тоже.
С уважением, Tit.

С уважением, Tit.
03 апр 2009, 15:53
Tit писал(а):
Ширина лодки увеличилась на 260 мм. и при старых колесах ширина вездехода не влезет в стандарт, и в железнодорожный контейнер не влезет тоже.

Сейчас ширина 2220мм, т.е. до 2540 ещё аж 320мм
Так что колёса здесь уменьшаются не из-за габарита, а из-за прочности полуосей и желания защитить тонкие посадочные диски выпирающими боковинами колёс при движении машины в колее, о чём где-то ранее уже упомяналось...
03 апр 2009, 16:32
В разработке этой машины, на мой взгляд приследовались две цели.
1. Заточка под серийное производство.
2. Неубиваемость.

С уважением, Евгений.
03 апр 2009, 16:42
strannik писал(а):
1. Заточка под серийное производство.

Это правильная цель. И она определённо приследовалась...)
strannik писал(а):
2. Неубиваемость.

А вот эту цель преследовать бесполезно, но ее можно предупредить...
strannik писал(а):
В руководстве отмечено, но надо запомнить твердо, что запрещается езда с открытыми дверями (поднятыми пневмостойками) и пассажирами на крыльях обеих секций!


А с дури можно и .... всё что угодно сломать...)
03 апр 2009, 21:10
strannik писал(а):
Назначение СБС-08. В моем понимании это колесный вездеход-амфибия, грузоподъемностью 0,5 тн, с приличной проходимостью в любое время года и его целесообразно использовать в районах тундры и лесотундры для активного отдыха и инспекционно-ремонтных работ

strannik писал(а):
кому нужно загрузить пару лосей, либо полтонны рыбы на продажу - (им Странник 08)

Не стыкуется тут Жень, автор прав, машина для активного отдыха, а больше, нужно дорабатывать. В этом плане 06 больше подходит как утилитарный аппарат.
04 апр 2009, 00:29
strannik писал(а):
Правда, тут вопрос, где будут брать колеса, их - точно продавать не будут.

ну так каждый бы подгонял размер балансиров под свои колеса(ролики тоже)

С уважением.Дмитрий.
04 апр 2009, 04:13
strannik писал(а):
Два мужика выпрыгивают (примерно 180 кг), брюхо тут же подскакивает сантиметров на 20, но машина все равно ерзает

:mrgreen: Ну не скромно Жень :lol: Могет в цифре 20 запятую пропустил? :roll:

Видите Балаганов, что можно сделать из простой швейной машины Зингера?
Подробности тут:
https://www.drive2.ru/users/mongoosi/#blog
http://www.youtube.com/channel/UCMr4MRX ... RDbEg/feed

Сообщений: 48 Пред. 1, 2, 3, 4 След. Страница 1 из 4
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron