Алексей Сургут писал(а):Коротко о колесах и их рисунке протектора. Два друга в Сургуте,у одного Тром 4 колесный удлиненный с автоматом и Тойотовским движком(1800кг)колеса 1450х500 А-транс,у другого Петрович 4-колесный(потяжелее малость)колеса 1300х700 тоже А-транс.Поехали покататься осенью по пойме и рекам-озерам.Устали того Петровича вытаскивать.Сделали выводы.На следующий раз поменялись колесами,и уже устали вытаскивать Трома,правда один редуктор бортовой на Петровиче убили.Сейчас оба в раздумьях.Выводы сами делайте
Интересный эксперимент. Сразу приходят на ум как минимум 4 версии:
1. Преимущество большого колеса за счет меньшего "угла атаки на препятствие".
2. Преимущество большого колеса за счет меньшей ширины колеи.
3. Преимущество за счет разницы протекторов.
4. Преимущество за счет бОльшего дорожного просвета.
Первую версию даже не знаю, как комментировать - уж больно непонятная это штука - "угол атаки на препятствие"
Вторая версия интереснее. Ведь разница между колеей в 50см и 70см - 40%! Явно узкую колею пробивать легче.
Но! Глубина колеи зависит от нагрузки на колесо и размера пятна контакта. При примерно одинаковой нагрузке на колесо площадь пятна контакта должна быть одинаковой.
Площадь пятна контакта равна произведению ширины колеса на длину пятна контакта.
А длина пятна контакта вместе с радиусом колеса определяют глубину колеи.
Вспомнил уроки геометрии и рассчитал:
Для площади пятна контакта 0,5 кв.м.:
Колесо 1450х500: длина пятна контакта (l) = 100см, глубина колеи 20см.
Колесо 1300х700: l = 71см, глубина колеи 11см.
Для площади пятна контакта 0,65 кв.м.:
Колесо 1450х500: l = 130см, глубина колеи 40см.
Колесо 1300х700: l = 93см, глубина колеи 20см.
Получается, что большое колесо прорезает колею на 40% более узкую, но в два раза более глубокую, чем маленькое.
Задумался и добавил в расчет плавучесть (Fa - сила Архимеда, так сказать), которая играет свою роль при движении по болоту:
Для площади пятна контакта 0,5 кв.м.:
Колесо 1450х500: l = 100см, глубина колеи 20см, Fa=69кг.
Колесо 1300х700: l = 71см, глубина колеи 11см, Fa=36кг.
Для площади пятна контакта 0,65 кв.м.:
Колесо 1450х500: l = 130см, глубина колеи 40см, Fa=188кг.
Колесо 1300х700: l = 93см, глубина колеи 20см, Fa=97кг.
Получается, что у большого колеса колея глубже, но и выталкивающая сила - больше почти в 2 раза.
Однако плавучесть возникает при движении по болоту, а в снегу ее нет.
В общем, на мой взгляд, по поводу колеи, из двух предложенных колес - преимущество скорее за маленьким, но широким колесом .
Третий фактор - разница протекторов.
Как показывает практика http://www.offroaders.su/viewtopic.php?f=18&t=298 разные шины при прочих равных могут развивать тягу, различающуюся более чем в два раза:
Хотя обычно разница меньше (см. там же и тут: http://www.autobild.ua/test/634/ - на других покрытиях).
Какой протектор был лучше в тех услових - не понятно. Но они явно разные:
Четвертый фактор - уменьшение дорожного просвета на шинах меньшего диаметра. В данном случае разница дорожного просвета на этих колесах составляет 7,5см. Не знаю, что там были за условия, но вполне возможно, это это были критичные 7,5см. Ведь разница в движении машины, у которой осталось пару сантиметров задора под брюхом, и той, что уже легла - заметна.
В общем, по итогам этого опыта я лично не могу поддержать утверждение, на которое явно намекает Алексей - об однозначном преимуществе большого диаметра.