Мио горький опыт конструирования амфибий.

Ответить
Сообщений: 2 Страница 1 из 1

Сообщение
Автор
19 ноя 2009, 12:17
Горький опыт конструирования амфибий.
Заниматься конструированием никогда не поздно! Главное не начать, а довести дело до конца! Пусть получится не то, что хотелось бы, лишь бы хоть что - то получилось. Любой полученный результат, это результат! Хуже если никакого результата нет!
Сразу оговорюсь, я не грибник и не рыбак. Я турист. Поэтому вся моя техника собиралась с назначением для дальних странствий. Началась моя эпопея по строительству амфибий, после неудачного похода по северу на двухскоростном мопеде Рига-22. Тогда я понял, что по северу надо не только ездить, но и плавать. Задумал я собрать складную амфибию, которая бы помещалась в стандартной ячейке камеры хранения, и передвигалась по суше и воде, как под мотором, так и с помощью мускульного привода. Собирал я этот шедевр около месяца. В дело пошли велосипедный двигатель, колёса от детских самокатов, детали рам велосипедов и надувная лодка Волна. Первую переделку пришлось выполнять до пробных испытаний – конструкция получалась весом под сорок килограммов, в рюкзаке её не понесёшь. Из деталей этой же конструкции пришлось городить багажную тележку. Когда я это сооружение вытащил во двор и собрал, набежала толпа зевак. Первую свинью подложил мне велосипедный двигатель, который наотрез отказался заводиться. С толкача всё это тоже не заводилось, но ездило на педалях. Причину нашёл дома, когда заметил трещину на втулке свечного провода. Повторил испытания. Опять зеваки, опять дурацкие советы. Завёл и прокатился по двору. Ещё никуда не поехал, а ведущее колесо выдрало спицы из втулки и сломалось. Опять ремонт и усиление колеса. Опять поездка. На этот раз каркасом протёрло лодку, и она спустила. Пробовал ездить без лодки – жёсткости не хватает. Опять ремонт и переделка. Опять поездка. Доехал до реки. По дороге машины от меня шарахались. Переставил всё для движения по воде, спихнул в воду. На вёслах – ни какой разницы. С трудом завёл мотор – скорость как на вёслах, да и мотор греется. Поехал домой. От маслянистого выхлопа двигателя лодка стала терять форму и наполовину расклеилась. Общее впечатление – транспорт для клоуна! Разобрал. Даже фотографий не осталось.
Следующим был плавающий карт, о котором писали в Моделисте Конструкторе № 10 за 1989 год, как об амфибии грибника и рыболова. За малые габариты друзья прозвали его «Мыльница». Как ни странно, этот аппарат отлично, но медленно плавал и ездил, и даже участвовал в весеннем сплаве по реке Соть. В нём можно было даже ночевать. Из минусов – не за что взять, чтобы вытащить из грязи или на берег. Отвратительная проходимость. Глюки из-за бака от Риги. Старый и капризный двигатель. Продал я этот автомобиль одному рыбаку в деревню. Рыбак пробовал плавать с восьмым Ветерком и утопил машину вместе с мотором.
Следующий, и последний из автомобилей, плавающий джип «Турист», пришёл на смену Мыльнице. На этой машине я закатал два серийных двигателя, побывал в Карелии, плавал там по озёрам, штурмовал приграничное бездорожье. Машина просуществовала восемь лет. Сейчас кузов от неё догнивает на даче. Основные её данные: Длина – 2300, ширина – 1100, Высота со стеклом – 1500, снаряжённая масса – 200кг, число мест – 2, двигатель – Т-200, мощность – 8лс, скорость максимальная – 55км/ч, крейсерская – 40км/ч, по воде – 5км/ч, расход топлива по асфальту – 4,5-5л/100км, средний с полной нагрузкой в походе – 7л/100км. Машина имела две цепных передачи до колёс. Раздаточная коробка позволяла передавать привод в любой комбинации на винт, лебёдку с усилием 400кг, задний мост. Ведущим был один задний мост и без дифференциала. Кузов несущий, безрамный клёпанный. Сначала я ездил на машине с номером от мотороллера, из которого она была собрана. Пока не нарвался на компетентных гайцев. Ругать не стали, просто пожурили – не первый год ездишь, зарегистрируй по нормальному, как машину. К тому времени сдох первый двигатель. Запчастей на него не оказалось, я нашёл второй Т-200М, более мощный. На регистрацию потратил две недели. От машины пришлось отказаться по двум причинам. Первая, это изношенный двигатель без запчастей. Вторая – надоела до изжоги. Хотелось что - то новое и новых острых ощущений. Машину разобрал. Нет в мире более непотребной амфибии, чем плавающая машина. И чем она больше, тем больше с ней проблем. Основные из них – высокая сложность, трудности обслуживания, двойная регистрация и соответственно двойные поборы, требовательность к подъездам к воде и трудности выхода на сушу, низкая скорость на воде малая мореходность и высокий расход топлива.
Дальше были поиски новых конструкций и новых ощущений. Некоторые из конструкций не подходили ни под одну категорию транспортных средств. Друзья звали их «Абракадабрами».
Поплавковую Абру собирал всю зиму, а потом целое лето доводил до потребного состояния. Осенью забросил, как бред сумашедшего. Основные причины – громадные габариты, вечно протекающие и протирающиеся поплавки, и капризный велосипедный двигатель. Конструкция попала на страницы журнала МОТО № 11 за 1994 год в рубрику Веломоторные фантазии. Других фотографий по ней не сохранилось.
Трайк Абру собрал за неделю на спор, что сделаю моторную технику, которая поместится в надувной байдарке Ласточка.
Пробовал ставить на поплавки мопед, едва не утопил его. Привод на винт через ручную дрель со снятием вращения роликом с заднего колеса, оказался полнейшей ерундой. Одно колесо гребло лучше, чем этот привод. Рулить поплавком на переднем колесе – тоже ахинея. Именно из-за него я и перевернулся. Выяснилось, что мопед отлично помещается на надувной лодке и запросто везёт её по суше. На таком комбинированном транспорте я участвовал в весеннем сплаве по реке Улейме и дважды прошёл северную Пинегу.
Дальше были эксперименты с секционной разборной мотолодкой Романтика-2. В багажник Москвича она в разобранном виде не помещалась, а на верхнем багажнике, собранная в положении килем вверх, и растянутая за бампера, создавала такое сопротивление воздуха, что машина не ехала быстрее 70 км/ч и кушала топливо до 12л на сотню. Возникла идея, сделать из неё автомобильный прицеп. Сделал. Проконсультировался у гайцев на вопрос регистрации. Так как нет трейлера, разрешили таскать её без регистрации, тем более есть регистрация в ГИМСе. Был комбинированный поход по семи рекам до Архангельска. На обратном пути лодка переломилась пополам. Дома ремонтировал. Пробовал собрать трицикл по рекомендациям братьев Юлле, чтобы буксировал лодку и в ней помещался. Трицикл оказался слишком тяжёлым, занимал в лодке почти всё свободное пространство и с прицепом ехал только прямо. Трицикл продал одному деду в деревню. За врождённое свойство трицикла козлить на задних колёсах, при буксировке прицепа, старухи прозвали деда Байкером.
Следующим буксировщиком Романтики стал мотоблок на базе велосипедного движка. Он буксировал лодку с походным снаряжением со скоростью 7 км/ч, проехал до Осенево 70 км, спалив десять литров топлива и окончательно износившись. Когда я доплыл по Которости до города, еле завёл двигатель, чтобы доехать до гаража. Двигатель дерьмо, но идея понравилась. Проконсультировался с гайцами, оказалось, мотоблоками они не занимаются. Решил обнаглеть.
Следующий мотоблок собрал с Туловским двигателем. Управлять двухколёсным мотоблоком без дифера оказалось невероятно трудно. Тем не менее лодка ездила с крейсерской скоростью 35 км/ч и расходом топлива чуть более трёх литров на сотню. Конструкция оказалась удачной и работоспособной. Эта амфибия участвовала в весеннем сплаве по реке Нерль. А летом в двадцатидневном походе по дорогам и рекам трёх областей. Пройдено было 1000 км по суше и 500 по воде. Поход был полностью автономным – всё топливо и еда, кроме воды, были взяты на весь поход и в дороге не приобретались. Я настолько свыкся с амфибией, что звал её орбитальной станцией. Она позволяла устраиваться на ночлег в самом неприспособленном месте – на окраине посёлка, на обочине дороги, посередине реки. За поход, частично реанимированный двигатель (первый, что стоял на джипе Турист, на нём я заменил только поршень с кольцами) износился так, что стал плохо заводиться. Сломался единственный тормоз, и износилась цепь. Недостатки конструкции были выявлены – слишком тяжёлая для одного, низкая проходимость из-за маленьких колёс, отсутствие амортизации, тяжёлое управление. С другой стороны – нет на свете другой техники, способной этот маршрут одолеть.
В дальнейшем конструкция была немного доработана – мотоблок стал крепиться к корме, стал одноколёсным. Но вмешались гайцы – запретили мне на нём ездить. Ссылаясь на то, что это уже не мотоблок, раз шурует до полсотни, и не мопед, раз 200 кубов. Пришлось косить под мопед. Собрал под Романтику мотоблок с движком от двухи, но до сих пор не довёл до ума. Да и не хочется – тяжела лодка под этот мотор. Скорость 12 км/ч, и расход топлива как у Жигулей. Следующей и последней, на сегодняшний день, конструкцией оказалась самодельная одноместная гребная картоп лодка с мотоблоком под двигатель от двухи. Собиралась она из чего под руку попадётся. Была сделана за месяц, много раз переделывалась, выдержала много экспериментов и очень сложных походов. Колёсная подвеска проверена в четырёх вариантах. Блок плавучести и сидение тоже в четырёх. Проверены три варианта мотоблоков и опробованы четыре двигателя, один из которых наполовину самодельный. Служит мне эта техника уже десять сезонов. За это время на ней пройдены почти все водоёмы Ярославской и трёх соседних областей. Основные данные базового варианта: Длина – 2200, ширина – 800, максимальная высота борта – 400, снаряжённый вес – 80кг, нагрузка – 150кг, мощность двигателя (V-50) – 2лс, скорость крейсерская по суше 25 км/ч, по воде – 3-5 км/ч. Расход топлива – 3л/100км. На воде меньше, чем у Салюта. Амфибию можно по частям втащить в любой неприспособленный берег. Лодке доступны любые малые реки и засорённые водоёмы с мореходностью до белых барашков. Проходимость по суше – как у легковой машины, но по сыпучему грунту не едет. По идее, если взять за основу лодку Махоткина (Катера и яхты №2 (90) 1981г), или любой глиссер – трёхточку, лёгкий мотор, типа бензопилы Дружба или Урал, то можно уложиться в снаряжённый вес в 50 кг. При этом лодка будет свободно разгоняться по суше до 50 км/ч, а по воде глиссировать со скоростью до 30 км/ ч. Попытки приспособить бензопилы для езды я проводил. Но столкнулся с проблемой их доводки. Легче собрать с нуля другой двигатель, чем доводить бензопильный. У Дружбы оказался непомерно огромный аппетит. Ужать его меньше 16 литров на сотню я не смог – пила на более бедной смеси не работает. Пробовал заменить цилиндр на двуховский. Получился довольно оригинальный двигатель, мощнее и легче двухи, но слабее пилы и с крутопадающей характеристикой. Форсировать его оказалось бесполезно – он терял крутящий момент. Двигатель Урала оказался тоже не подарком. Как настроить его карбюратор, наверное, не знают даже на заводе. А общее с Дружбой, электронное зажигание, оказалось полным дерьмом. Попался мне полуразобранный Бригсовский двигатель от газонокосилки. Его вес и мощность вполне устроили, но ремонт двигателя и эксперименты с ним я пока не проводил. Свободное время для творчества выпадает в основном зимой. Копаться с железом при отрицательных температурах дело не из приятных, особенно когда тебе уже полвека. А дома картоп лодка не помещается. Возникла идея изготовления складной мотолодки или каркасно-надувного риба. Но до дела пока не дошло. Так круг моего творчества замкнулся. От чего я начал, к тому и пришёл. Как видите, я оказался там, где конструкторы ещё не побывали. Идея мотоблочной амфибии оказалась весьма удачной. Основные плюсы такой конструкции – модульность. На лодку можно навесить колёсную подвеску любой конструкции, и мотоблоки разных мощностей и назначений. Разобранную по модулям, амфибию легче перетаскивать через препятствия и обслуживать. Колёсный мотоблок можно объединить с гребным приводом, примерно так, как я делал с мотопильными двигателями. Двигатель по разъёму сцепления отлично компонуется с редуктором колеса или винтовым дейдвудом. Есть и ещё одна особенность мотоблочной амфибии – не нужна коробка скоростей. Достаточно автоматического сцепления. Причина простая – для глиссирования лодки нужен довольно мощный мотор. На суше, из трёх колёс ведущее одно. Если передаточное число трансмиссии брать по согласованию пика крутящего момента двигателя и начала пробуксовки ведущего колеса на сухом грунте, то крейсерская скорость окажется под полсотни. Быстрее ездить на таких конструкциях опасно. Этот довод я проверял на Абре с двигателем от Урала. При передаточном числе, обеспечивающем максимальную скорости 55 км/ч, лодка с места, с пробуксовкой, заезжала на эстокаду, или по виадуку, на второй этаж двухуровневых гаражей. Автоматическое сцепление при этом было настроено на схватывание при пике крутящего момента. Последняя особенность мотоблочных амфибий – они регистрируются как мотолодки в ГИМСе. Для управления нужны права судоводителя любителя. ГАИ мотоблоками не занимается, но они поднадзорны сельхозтехнике. Регистрируются как трактора и для управления нужны права тракториста. Зарегистрировать самодельную мотолодку в ГИМСе и мотоблок в сельхозтехнике намного проще, чем машину-амфибию в ГАИ. Да и права тракториста доступнее, чем водительские на машину. Это чисто мой путь и мой опыт конструирования амфибий. Я рассказал только о своём горьком опыте в этом деле.

Жизнь - это движение к цели. Конечный пункт известен, остаток времени тоже. При прокладке маршрута, имей в виду - путь может оказаться гораздо короче.
12 авг 2010, 00:39
а почему же- горький опыт? столько пройдено проплыто и проехано

Сообщений: 2 Страница 1 из 1
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0