Страница 1 из 1

В. Гамиловский. Еще раз о ценах, колесах, самоблоках.

Добавлено: 11 фев 2010, 21:29
strannik
ЕЩЕ РАЗ О ЦЕНАХ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ СВОЙСТВАХ ВЕЗДЕХОДА «СТРАННИК-08»
Задача покупателя – выбрать ТС с максимальным набором нужных ему свойств, при терпимом количестве недостатков, за минимальную цену. Задача производителя – обеспечивая этот максимум свойств, снижать цену минимизируя издержки производства.

Если (гипотетически) взяться за выполнение всех желаний потенциальных заказчиков вездеходов в классе 1-1,5 тн в одной конструкции, то можно не начинать работу – столько желаний: ездить по дорогам и бездорожью, все четыре времени года, на всех типах рельефа и во всех климатических зонах, возить грузы и пассажиров, иметь скорость автомобиля и тягу трактора. Не ломаться, не застревать, не проводить ТО и иметь цену … доступную всем.

Вышеизложенное и определило разделение проекта «Странник» в 2007 году на два направления. Для сурового климата и рельефа района Севера и Сибири модернизировалась «06» модель в «08» - компактный, универсальный грузопассажирский вездеход с функциями машины для активного отдыха (ATV). А для Европейской части началась разработка легкой 2-х местной амфибии – «Странник 10».

В 2009 году разработка «08» закончилась и началось ее серийное производство, что при сокращении платежеспособного спроса на вездеходы всех типов позволяет ООО «Норд-Авто» в 2010 году иметь возможность снижать цену на Странник-08. Для справки приводятся цены на вездеход по годам выпуска:
Год выпуска
2006 2007 2008 2009 2010
Цена, тыс.руб.
450-550 600 660 750-900 550-750*
*прогноз

Все материалы о возможностях «08» по проходимости, грузоподъемности, тяге прочности, простоте конструкции и ремонтопригодности, эргономике и т.д. выложены на сайте с фото и видеоматериалами с сопроводительным текстом, включающие рекомендации, которые желательно надо выполнять.

Еще раз о шинах, подробнее.
До июля 2009 года ООО «Норд-Авто» производило шины с 4-х слойным радиальном каркасом из разреженного корда с минимальной защитой боковин. Для протектора применялись мягкие тальковые резиносмеси. При такой конструкции шины, деформируемость ее и слабых опорных поверхностей соизмеримы, что позволяет, при давлении в шине менее 0,1 кгс/см2 рассчитывать на минимальное колееобразование при достаточной тяге роликов, не задумываясь при этом о расслоении каркаса шины. Это не шина, в классическом понимании, а камера, армированная редкой сеткой корда и снабженная протектором.

Но за пробеги по автодорогам, работу в лесу (пни, сучки, лесовозная колея), перегрузки машины и увлечение кроссами по снегу и болотам на давлении 0,05 кгс/см2 неизбежна расплата ресурсом (проколы и износ резины). Поэтому для «08» модели с июля 2009 года выпускается другой тип шин, но той же размерности. Каркас шин диагональный, 6-ти слойный из разреженного корда или 4-х слойный из плотного анидного корда, так же был введен дополнительный укрывочный слой боковин покрышки. Вопросы с проколами и разрывами каркаса ушли.

С тягой и износом зубьев шин и роликов не было вопросов даже при мягких резиносмесях, если соблюдались рекомендации по грузоподъемности и давлению в шинах. Например, две «08» на Ямале за полгода (июнь-декабрь 2009 года) двухсменной работы по перевозке рабочих на плече 30-40 км по отсыпке и торфяникам пробежали по 10,5 тыс.км. без катастрофического износа резины и потери тяги. Причина – давление в шинах держали 150ед. по манометру (0,2 кгс/см2), так как водители пересели на «08» с трехмостовых «Треколов» и привыкли к давлению 0,2-0,4 кгс/см2. Шины «Странников» на давлении 0,1 кгс/см2 их просто пугали.

Замена в июле 2009 года мягких резиносмесей на износостойкие снижает износ зубьев и боковин минимум вдвое. При эксплуатации «08» надо соблюдать простую рекомендацию – не допускайте (сознательно) пробуксовки роликов по шинам и все будет в порядке с тягой и износом (ресурсом) резины. Все восемь колес срываются в букс на снегу всех типов при давлении 120 ед. (0,15 кгс/см2), а на грунте, включая мягкий дерн при 150 ед. (0,2 кгс/см2) показывая при этом отменную тягу.

Проходимость. Границы ее расширяются прежде всего с ростом опыта водителя, а не только со снижением давления в шинах. Когда водитель гусеничного транспортера по третьему разу, в одном и том же месте, «засаживает машину», то экипаж не бросается увеличивать площадь гусеницы, а в начале объясняет, что он «не прав» в выборе маршрута на данном рельефе, в это время года и с таким грузом. Что он не на «паркетнике» на шоссе и даже не на тракторе в поле, он на бездорожье в безлюдном месте. Учатся быстро (по моей старой геологической практике).

С января вместо штатной китайской пластмассы на тормозной суппорт ставятся добротные накладки, изготавливаемые на одном из Ярославских заводов. Теперь вездеход надежно удерживается на спусках- подъемах, проходимых на пониженном ряду в раздатке.

С февраля 2010 года (по заказу) будут ставиться самоблокирующиеся дифференциалы в мостах. Испытывалось много моделей. Лучшей оказался симметричный, механический, шариковый «ДАК», не требующий какой-либо регулировки.. По условиям работы в мостах «Странника» (смазка, нагрузки) ресурс механизмов (без обслуживания) можно ожидать на уровне всей трансмиссии, т.е. на период эксплуатации.

Зимой блокировка п/осей практически не востребована, даже в одной секции. На снегу все восемь колес равномерно загружены благодаря самой схеме ходовой (продольные балансиры, межсекционный шарнир и ролики, работающие в тесном контакте с колесами).

Летом механизмы блокировки качественно изменят езду по лесным дорогам, торфяникам и болотам, когда всплывает или тонет борт одной или обеих секций. Без блокировки в таких случаях, приходится помогать машине (толкать-тянуть веревкой) и крутить пару колес в воде на максимальной скорости (третья повышенная передача).

Не для красного слова, а по опыту хочу предупредить водителей «Странников», что при установке блокирующих механизмов в мосты обеих секций на обширных болотах ездить нужно только при разблокированном дифференциале в раздатке, сохраняя возможность блокировки как резерв. В противном случае 8 гребущих колес да еще при сниженном до 60 ед. давлении затащат «08» в такую хлябь, что спасаться придется только на лыжах или их подобии из оторванных с крыльев листов алюминия.

Вот собственно пока и все, что хотел сказать владельцам и покупателям вездеходов «Странник».

С уважением Гамиловский В.К.

<object width="450" height="338"><param name="video" value="http://flv.video.yandex.ru/lite/stran06/1gau8808q1.1811/"><param name="allowFullScreen" value="true"><param name="scale" value="noscale"><embed src="http://flv.video.yandex.ru/lite/stran06/1gau8808q1.1811/" type="application/x-shockwave-flash" width="450" height="338" allowFullScreen="true" scale="noscale"> </embed></object>
Видео со сравнительных испытаний машин с самоблоками мостов и без.

Изображение
Изображение
Изображение