На мой взгляд, чем меньше иносказаний, тем оно лучше в итоге.
Краткий взгляд на, со стороны (где мы, куда дальше).
Два года назад. Пилотный проект Странника 06. Результат - дикая очередь, до 5 лет. Пожалуй такого не было даже на уровне истории мирового автостроения.
Был сделан правомерный вывод про объем рынка и целесообразности серьезных инвестиций в производство.
Результат. Сегодня Норд-Авто третий производитель (после АрктиТранса и Трэкола) вышедший на серьезную (по меркам вездеходного рынка) серию. С марта 2009-ого продано более 70 машин.
Полученные внеоборотные активы не прожрали, в частности реализовали достаточно серьезную программу (в т.ч. и исследовательскую) по колесам, ролику. Удалось сохранив достоинства идеи армированной камеры (мягкое колесо), получить прочность близкую к традиционной покрышке. Обошлось в 9 месяцев работы. Начаты работы по десятке.
Начался кризис. Рынок упал примерно в четверо. Сейчас он описывается простой фразой: - сто машин в год и 10 производителей.
В ближайшей, полугодовой перспективе, падение рынка еще в полтора-два раза.
Опять таки, на ситуацию нужно как-то реагировать. Ряд производителей перешел на работу "под заказ". В этой схеме два основных признака: 100% предоплата и "любой каприз за ваши деньги". Т.е. нет денег - минимизируем затраты до содержания/аренды зданий, распуская людей, т.е. без ФЗП. Затраты на содержание обычно покрываются сопутствующим производством.
Появились деньги, собирают бригаду - делают машину. Понятно, что тут свои сложности, сварщик Петя, который от Бога - не может (постоянную работу нашел), берем сварщика Васю, который ... вобщем просто сварщик, постоянного канала снабжения нет, соотв. цены, доп. риски че-то левое прикупить и т.д. Тем не менее, это разумный, реальный выход для производителя в сложившихся условиях.
Сама ситуация со снижением рынка, актуальна для всех производителей, другое дело, что открыто сегодня об этом говорит только Норд-Авто. На то, есть свои причины.
Для относительно крупного и вдобавок моно-производства - замораживание, переход к системе заказов - это не очень хороший выход. И площади серьезные, и оборудование, и команда, которую очень не просто собрать.
Какие пути.
1. Снижение производства, адекватно рынку.
2. Увеличение рынка. Тут подробнее.
Рынок прежде всего, определяется ценой.
В активе Норд-Авто - значительное снижение себестоимости производства, значит возможности снижения цены. Что сегодня и сделано, причем достаточно существенно. На сегодня, Странник-08 в нише полутонников в полтора-два раза дешевле аналогов.
Рынок определяется свойствами товара. Десятка - правильный шаг в этом направлении.
Восьмерка... очень сомневаюсь, что это направление будет закрыто, ниша объективно существует, будет существовать и ответ производителя. Просто произойдет перераспределение мощностей, часть на десятку, часть на восьмерку. Соотношение частей - определит рынок.
Возможны шаги по модификации(модернизации) восьмерки. Хотя тут не все просто.
Скажем простейший (вроде) шаг - скинуть еще тысяч 50 с цены и не делать кунг вообще. Сзади лодка, баки внутрь, крыльев нет (без кунга держаться не на чем). Кому чего нужно, тот, то и лепит.
Предел тут - две пустые лодки с мостами, балансирами, роликами колесами. Думаю на это завод не пойдет никогда. В частности, потому что это означает собственоручное убийство собственного рынка.
Во всех этих телодвижениях, вылезает вопрос с сертификацией. Как сертифицировать то, что неизвестно каким у конечного потребителя будет?
Тряпишный кунг. На 40 кило легче. Ну, по материалам - тыщ на 10 дешевле, но по работе - как бы не дороже. Вобщем - сомнительно.
время всё расставит по своим местам...... .
Вот это точно.
а коли снята с производства, то как убедить человека, что у него не будет проблем с обслуживанием?
По снятию, уже говорил, тут бабушка на двое сказала. Кстати, _никто_ из производителей не дает гарантий о вечном выпуске модели. Володя просто сказал об этом открыто, наверное, так не принято..., но собственно и весь проект - "странный", с совершенно непривычной долей открытого, так что, тут просто в духе.
По обслуживанию. Чем хороша восьмерка: все карданы, мосты, полуоси -
_все_ штатное, без переделок. Ничего не надо резать, варить на коленке.
Движок, коробка, раздатка - с компонентами без вопросов. Опять таки - все без переделок. Разве, что вариант замены дифа ДАКом в мостах. Железо (корпуса) - варится.
Заводское (полный список):
- балансиры с полуосями колес.
- колеса
- дисками.
- ролик
- узел сцепки (сама труба, остальное - покупное).
Итого 5 (пять) деталей. Которые завод гарантирует выпускать, пока ездит последняя машина. Причем из которых, нереально повторить в домашних только колеса, ну и ролик трудно, хотя как вариант - металический, как у Трома.
Если ты профессионально укатываешь машину и зарабатываешь на этом деньги, то за пару лет круглогодичной эксплуатации неизбежно укатаешь ЛЮБУЮ машину до состояния металолома.
Посмотри средний возраст 71-ого встреченного в тундре. 30 лет. Профессионально укатанных. Причина - есть запчасти, остальное варится. В чем отличие Странника, при его практически вечной ходовой, разгруженном движке, трансмиссии?
В итоге через год захотел избавится от странника, так как ехать на нём стало больше некуда, а елозить дважды по одному маршруту стало уже скучным делом...(((
В первую очередь, потому что прочности колес для его условий - не хватало.
По "ехать некуда", в наших местах, чтоб все объехать, куда хочется и можно - жизни маловато будет. Это у вас там, за окружной жизни нету