Роликовый привод - теория.
Добавлено: 27 фев 2010, 16:04
Не знаю, насколько удастся разработать именно теорию, но по крайней мере попытаюсь поразмыслить над путями совершенствования роликового привода (далее – РП).
1. Цели.
Прежде чем что-то делать, надо определиться с вопросом «зачем?». Итак, я бы выделил следующие цели:
1.1. Увеличение максимального усилия, передаваемого РП (что бы реже «прощелкивали» ролики).
1.2. Уменьшение потерь в РП (что бы у машины появился выбег и, как следствие, снизился расход топлива).
1.3. Уменьшение износа ролика и колеса (вызванного роликом). Эта цель напрямую связана с предыдущей и особенно важна, насколько я понимаю, для Странника.
2. Измеримость.
Что бы сравнивать разные варианты РП, нужен какой-нибудь параметр для сравнения. Предлагаю сразу три:
2.1. Максимальный передаваемый момент, или момент до «прощелкивания».
2.2. Момент свободного прокручивания.
2.3. Коэффициент эффективности, который вычисляется делением максимального момента на момент свободного прокручивания.
С замером этих параметров особых проблем не вижу: вывешиваем балансир, стопорим колеса (лучше, полагаю, все же оставить только одно колесо, а другое снять) и замеряем, какой момент надо приложить к ролику до «прощелкивания» – получаем значение максимального передаваемого момента.
То же самое, но со свободными колесами (опять же – лучше одно оставить, другое - снять) замеряем момент, необходимый для проворачивания колес – получаем момент свободного прокручивания.
Естественно, для разного давления эти значения будут различаться.
Эти два значения позволяют примерно оценить эффективность разных роликов для одних и тех же колес. Так как проведение этих замеров, по моему мнению, ничего сложного не представляют, предполагаю, что и создатели Странника, и Алексей-Сургут, и создатели Аркуды-8х8 их проводили. Но цифр нигде не видел.
Если же никто из них таких замеров не проводил, то это кажется мне странным. Тот же Алексей, насколько помню, колдовал с разными вариантами ролика. А такой метод измерения – по-моему, самый простой путь их сравнить хотя бы в первом приближении. (Понятно, что на практике, в грязи и снегу, РП будет работать немного по-другому, но эти замеры – хоть какая-то «печка» от которой можно плясать.)
Кроме того, эти измерения позволяют сравнить эффект, который дает разная величина врезки. Сделать один балансир с новой врезкой и измерить результат всяко проще, чем менять все четыре и потом машину гонять на испытания.
Третий параметр (коэффициент эффективности) по своей сути является характеристикой «качества» РП, то есть показывает, насколько эффективен конкретный РП.
Этот параметр, что важно!, позволяет сравнивать разные пары РП. И мне лично весьма интересно было бы узнать значение этого коэффициента для РП Странника, Трома и Аркуды. Потому что у них и колеса разные, и, главное, – принципиально различная конструкция роликов.
Кстати, было бы интересно изготовить ролик для Странника точно такой же геометрии, как существующий, но без обрезинивания, чисто металлический. И посмотреть – где теряем, а где приобретаем. Причем в количественном измерении – сколько теряем и сколько приобретаем.
Если эта тема вызовет интерес, то позже выложу соображения по поводу профиля зубьев и зацепления.
1. Цели.
Прежде чем что-то делать, надо определиться с вопросом «зачем?». Итак, я бы выделил следующие цели:
1.1. Увеличение максимального усилия, передаваемого РП (что бы реже «прощелкивали» ролики).
1.2. Уменьшение потерь в РП (что бы у машины появился выбег и, как следствие, снизился расход топлива).
1.3. Уменьшение износа ролика и колеса (вызванного роликом). Эта цель напрямую связана с предыдущей и особенно важна, насколько я понимаю, для Странника.
2. Измеримость.
Что бы сравнивать разные варианты РП, нужен какой-нибудь параметр для сравнения. Предлагаю сразу три:
2.1. Максимальный передаваемый момент, или момент до «прощелкивания».
2.2. Момент свободного прокручивания.
2.3. Коэффициент эффективности, который вычисляется делением максимального момента на момент свободного прокручивания.
С замером этих параметров особых проблем не вижу: вывешиваем балансир, стопорим колеса (лучше, полагаю, все же оставить только одно колесо, а другое снять) и замеряем, какой момент надо приложить к ролику до «прощелкивания» – получаем значение максимального передаваемого момента.
То же самое, но со свободными колесами (опять же – лучше одно оставить, другое - снять) замеряем момент, необходимый для проворачивания колес – получаем момент свободного прокручивания.
Естественно, для разного давления эти значения будут различаться.
Эти два значения позволяют примерно оценить эффективность разных роликов для одних и тех же колес. Так как проведение этих замеров, по моему мнению, ничего сложного не представляют, предполагаю, что и создатели Странника, и Алексей-Сургут, и создатели Аркуды-8х8 их проводили. Но цифр нигде не видел.
Если же никто из них таких замеров не проводил, то это кажется мне странным. Тот же Алексей, насколько помню, колдовал с разными вариантами ролика. А такой метод измерения – по-моему, самый простой путь их сравнить хотя бы в первом приближении. (Понятно, что на практике, в грязи и снегу, РП будет работать немного по-другому, но эти замеры – хоть какая-то «печка» от которой можно плясать.)
Кроме того, эти измерения позволяют сравнить эффект, который дает разная величина врезки. Сделать один балансир с новой врезкой и измерить результат всяко проще, чем менять все четыре и потом машину гонять на испытания.
Третий параметр (коэффициент эффективности) по своей сути является характеристикой «качества» РП, то есть показывает, насколько эффективен конкретный РП.
Этот параметр, что важно!, позволяет сравнивать разные пары РП. И мне лично весьма интересно было бы узнать значение этого коэффициента для РП Странника, Трома и Аркуды. Потому что у них и колеса разные, и, главное, – принципиально различная конструкция роликов.
Кстати, было бы интересно изготовить ролик для Странника точно такой же геометрии, как существующий, но без обрезинивания, чисто металлический. И посмотреть – где теряем, а где приобретаем. Причем в количественном измерении – сколько теряем и сколько приобретаем.
Если эта тема вызовет интерес, то позже выложу соображения по поводу профиля зубьев и зацепления.