Страница 1 из 2

Электроусилитель руля в Страннике.

Добавлено: 17 окт 2007, 14:45
strannik
Валера (владелец Странника из Мурманска) предложил использовать очень интересную железку.
Нивовский электроусилитель руля. Ставится просто в разрез рулевой колонки, а самое главное при неисправности не превращает машину в мертвый кусок железа (как гидравлика).
Дальше - просьба Володи Гамиловского (создателя Странника). Он просил довести его мнение до ребят. Причем, даже не как производителя (гарантии всякие и т.д.), а как человека, который с этой машиной работает уже больше 10 лет. Вот, довожу.
Если в двух словах - значительно возрастет вероятность поломок при обычном прямолинейном движении (когда рулишь одной рукой).
Подробнее:
Странник - родился в Воркуте. Это мягкая тундра, болота. Задумывался, как болотоход т.е. первичная идея - это мягкоход, не камнеход.
С тех времен поменялось очень многое, сейчас по камням ходит прилично (правда по таким, как у Валеры - не пробовали) :)
За счет чего машина не сыпется на камнях. Все камни не объехать, это понятно, значит неизбежны удары. Что происходит сейчас, пропустили каменюку - удар. Руль рвется из рук, человек тут же сбрасывает газ. Часть удара - гасится колесами, часть на том, что проворачивается руль (держат человеческие руки), часть за счет того, что газ сбросили - уже не летим, а ползем.
Ставим усилитель. Обратной связи (колеса-руль) уже нет. Едем, ловим тот же булыжник, удар по рулевому. Но уже жесткий. Водитель на руле ничего не чуствует, скорость не снижает. Тяга машины серьезная, продолжаем переть. Выбирается упргость колеса и вся нагрузка достается осям колес (на изгиб), усилителю руля, рулевому механизму, узлу сцепки. Что не выдержит первым - собственно уже не столь важно. Падает надежность. А надежность и простота, это как раз то, чего в этой машине пытались добиться. Поэтому и пошли на неудобство разворота на узких площадках, учитывая что в тундре, в основном - движение по прямой.

От меня. Валера, я думаю, что возможен компромис. Если поставить и выключить. А включать - только когда на пятачке нужно крутится. На ровное выскочил - опять отключил, чтоб не рисковать. Выяснить бы, как будет работать этот усилитель в отключенном состоянии.

Добавлено: 17 окт 2007, 18:18
Valeriy
Я только вчера об этом подумал, можно его питание запитать на задний ход, на лягушку заднего хода. Включаешь заднюю работает, едешь вперед отключен.

Добавлено: 17 окт 2007, 19:31
strannik
Valeriy писал(а):
Включаешь заднюю работает, едешь вперед отключен.
5 баллов! Надоест бизнес - возьму в постановщики не глядя :)

Добавлено: 18 окт 2007, 00:08
vzhik
Нивовский электроусилитель имеет обратную связь. Слабенькую - это естественно. В повороте руль возвращается в ноль, медленнее чем на машине без электроусилителя, но возвращается.

ЗЫ С интересом читаю про ваш вездеход. У нас такой техники нет в принципе, даже Марш на базе Нивы - большая диковинка. На весь Киев едва ли найдется парочка (один точно есть).

Добавлено: 18 окт 2007, 09:47
strannik
vzhik писал(а):
Нивовский электроусилитель имеет обратную связь. Слабенькую - это естественно. В повороте руль возвращается в ноль, медленнее чем на машине без электроусилителя, но возвращается.
Понятно. А как он работает, если питание отключить? Превращается в жесткий вал, или будут проблемы? Предложенная идея (в временным включением) - сработает?

У нас такой техники нет в принципе, даже Марш на базе Нивы - большая диковинка.
А вообще, вездеходы (не внедорожники) - есть?
Массовая потребность вездеходов напрямуя связана с густотой дорожной сетки. Если она нарезает квадраты со стороной в 10 км - можно и ножками. На северах, Сибири и 500 км - не редкость. Там ножками трудно. Ну и какие-то работы на болотине, хоть и в 50 метрах от дороги.

Добавлено: 18 окт 2007, 10:33
vzhik
strannik писал(а):
vzhik писал(а):
Нивовский электроусилитель имеет обратную связь. Слабенькую - это естественно. В повороте руль возвращается в ноль, медленнее чем на машине без электроусилителя, но возвращается.
Понятно. А как он работает, если питание отключить? Превращается в жесткий вал, или будут проблемы? Предложенная идея (в временным включением) - сработает?


При отключении питания с ЭУР-а машина превращается в обычный автомобиль без усилителя. Надо понимать принцип - при установке ЭУР никаких изменений в штатное рулевое не вносится. К палке руля лишь добавляется моторчик через шестерню, который воспринимая некие сигналы помогает крутить баранку. Вот и все. Я вообще не понимаю зачем делать схему с отключением, после машины с ЭУР-ом я на свою Нивку плевался долго и со вкусом. :) Решение ставить ЭУР себе созрело уже давно - проблема в том что у нас тут ЭУР-ы для Нив редкость. А заказывать через Московию несколько гемморойно.

У нас такой техники нет в принципе, даже Марш на базе Нивы - большая диковинка.
А вообще, вездеходы (не внедорожники) - есть?
Массовая потребность вездеходов напрямуя связана с густотой дорожной сетки. Если она нарезает квадраты со стороной в 10 км - можно и ножками. На северах, Сибири и 500 км - не редкость. Там ножками трудно. Ну и какие-то работы на болотине, хоть и в 50 метрах от дороги.


У нас сетка со стороной 2-5 км. :) Вездеходы реально нужны лишь наверное МЧС-никам и лесникам. Ну или таким вот психам типа меня, которые готовы на все лишь бы забраться в какие-нибудь дебри и найти приключения на свою жопу. ;)

Добавлено: 19 окт 2007, 15:48
Merakules
Я знаю что ЭУР, автоматически следит за скоростью машины и к 60км/ч, отключается вовсе. Это дает некое утяжеление руля, что благополучно отражается на управлениии при больших скоростях. Те руль не сопливый когда летишь 100...
А на низких скоростях крутить можно вообще одним пальцем, особенно это на реечных типах руля заметно.

Добавлено: 20 окт 2007, 17:14
strannik
Merakules писал(а):
Я знаю что ЭУР, автоматически следит за скоростью машины и к 60км/ч, отключается вовсе.
Там есть вход от датчика скорости? Отключается тригерно, или пропорционально скорости? Вообще по управлению этой железкой инфа есть?

Добавлено: 22 окт 2007, 11:36
Merakules
Честно говоря я знаю следующее:
в нивку(не инжектор) ставят датчик скорости в разрыв тросика.
далее мотор отключается после шестидети вообще, это я точно знаю.
Теперь неточно по ощущению ЭУР действительно тем меньше помогает крутить руль чем ближе скорость к шестидесяти.
Насчет подробного мануала небольшая засада..... диск на компе в свое врямя сгорел и все пропало:( попробую найти ссылку.

Добавлено: 22 окт 2007, 11:41
Merakules

Добавлено: 22 окт 2007, 11:43
Merakules
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D ... E0&rpt=rad
это так в яндексе что нашлось

Добавлено: 22 окт 2007, 12:24
strannik
Merakules писал(а):
http://www.niva4x4.ru/viewtopic.php?t=1981 страшилка!!! :)
Думаю, что возможно действительно парень в первом сообщении прав. Усилия на рулевой механизм возрастут однозначно. Как со стороны водилы (он+ЭУР), так и со стороны дороги (удары не смягчаются проворотом руля).
Результат - снижение ресурса, это на мой взгляд бесспорно. Вот на сколько снижение, это вопрос.

Добавлено: 22 окт 2007, 12:49
vzhik
strannik - там не все так просто. Речь идет о штатном нивовском редукторе типа "червяк", который бывает ломается даже без всяких усилителей. Просто потому что качество низкое. Это раз. И два - главная проблема и причина поломок рулевого редуктора на нивах - это энергичное кручение баранки на парковке. Т.е. стоя на месте. В движении можно крутить сколько влезет - усилие на руле и так не большое. Поскольку в "страннике" рулевое свое, то было бы некорректно экстраполировать поломки нивы на странника. Ыгы?

Добавлено: 22 окт 2007, 13:05
strannik
vzhik писал(а):
Поскольку в "страннике" рулевое свое, то было бы некорректно экстраполировать поломки нивы на странника. Ыгы?
Не, речь не в тупом экстраполировании. Просто в аналитике, процессе понимания чего бы то ни было - два уровня.
Качественный (кирпич вниз падает).
Количественный (а с какой скоростью, а как эта скорость зависит от среды падения и т.д.)
С качественным (тенденции) - обычно все просто. Попытка количественных оценок - крайне сложна. Я пока про качественную оценку. Нагрузки, износ - возрастут. На сколько, будет ли это существенным - вопрос. Из тех, на которые перспективней ответить экспериментально.

Добавлено: 22 окт 2007, 13:20
vzhik
Еще раз повторюсь - у нивы благодаря рулевым колесам наезжание одним колесом на препятствие ощущается как рыок на руле (на бездорожье были случаи когда спица руля ломала большой палец водителю). Сам РР нивы - достаточно хилая деталь из-за низкого качества производства. Все это в комплексе приводит к тому, что РР и сам по себе частенько рассыпается, ну и при помощи усилителя - тоже.

Теперь про странник - рулевое как я понял принципиально другое. Я вообще не совсем понял как в машине с ломающейся рамой могут передаваться на рулевое удары по колесам во время движения... Ну я понимаю еще если какое-то воздействие, заставляющее сложиться поворотный узел... Понятно что в принципе что-то должно ощущаться, но так что б критично...

У нивы например при наезде на бровку руль просто вырывается из рук! И надо его крепко держать, иначе возможны эксцессы.

ЗЫ А вообще-то этот топик мне напомнил историю перехода в авиации на бустерное управление. :) Тоже поначалу пилоты не верили проводам и гидромагистралям, и аварии попервой были из-за отказов. Но ниче, привыкли. :) Щас самолет с механической проводкой управления - либо спортивный, маленький, либо анахронизм. :)