Теоретические поиски «идеального протектора» для снега.
Снег – хитрая субстанция. Он может трамбоваться, а может почти без сопротивления выдавливаться в стороны.
1. Для хорошей проходимости по снегу нужно, что бы снег выдавливался в стороны по минимуму – тогда он будет хорошо трамбоваться и держать машину.
Поэтому вот этот вариант:
«Вспомнить как на заре каракатостроения перетягивали камеры, сделать то же самое, добавив куски транспортерной ленты на каждой перетяжке — вот и будет идеальный протектор.» - далёк от идеала: круглый профиль камеры просто выдавливает снег в стороны.
2. Далее процитирую SuicideLab (
https://www.drive2.ru/b/454541406531225242/):
«…все интересное начинается, если шина благодаря своей конструкции и пропорций может
прогибать середину внутрь, т.е имеет два бугра от боковин а посередине вмятину.
Если любимый снег или иной слабосвязанный грунт нагружать шарообразным штампом, он практически выдавит его в стороны и уплотнять не будет!
Если давить плоскостью, то будет уплотнятся, но все равно часть его будет выдавливаться и уплотнение происходить неравномерно.
Сферический штамп во первых не соскальзывает в сторону (как и лыжа), во вторых грунт уплотняется боковым давлением, как бы подбирая сыпучие частицы под себя.
Этот эффект вызывает резкий прирост опорной способности колеса.»
3. Дальше поищем – может, кто-то уже пытался кардинально решить проблему выдавливания снега из-под движителя? Оказывается, пытались, причем довольно давно и вполне успешно. Я имею в виду санки Неждановского.
«Основная его идея состоит в том, что вместо традиционной гусеничной ленты (металлической или резинотканевой) применены опорная лыжа и легкая ("ажурная") цепь, не несущая вертикальной нагрузки от веса саней. … Во время движения лыжа наезжает на укладывающуюся спереди цепь и скользит по ней. При этом снег
не выдавливается из-под подошвы в стороны, как эго происходит при движении обычных полозьев, а
уплотняется в пространстве, ограниченном со всех сторон грунтозацепами и
стенками щечек - звеньев цепи. Спрессованные таким образом кубики снега прекрасно работают на сдвиг, предотвращая пробуксовывание цепи.»
В принципе, гусянки большинства современных снегоходов по сути являются «потомками» движителя Неждановского, но в ходе эволюции «потерялся» важнейший (на мой взгляд) его элемент – боковые стенки, ограничивающие выдавливание снега в стороны.
4. Как всё это совместить в «снежном» протекторе колеса?
Итак, нам нужен протектор, который бы не позволял снегу выдавливаться в стороны, а оставлял бы его трамбоваться под колесом.
(В качестве лирического отступления отмечу, что шинная промышленность обычно решает обратную задачу: максимальное выдавливание воды в стороны для борьбы с аквапланированием. Получается что-то вроде такого рисунка:
- Goodyear Hydragrip
По центру шины идет сплошная полоса, которая помогает выдавливать влагу в стороны.
Да и внедорожная «ёлка» тоже выдавливает грунт, снег, воду в стороны:
Кажется, на каком-то вездеходе такую резину ставили «наоборот», аргументируя тем, что в снегу она так ведет себя лучше. Вышеприведенные теоретические рассуждения приводят к такому же выводу.
Конец лирического отступления.)В общем, после всего вышеизложенного, идея очевидна:
сделать по краям беговой дорожки «бортики» - сплошную полосу протектора (как центральная полоса у Goodyear Hydragrip. Только у них она одна и по центру, что бы
выдавливать, а я предлагаю сделать две и по краям, что бы
удерживать). Такие «бортики» будут значительно ограничивать выдавливание снега в стороны. А между ними разместить поперечные элементы протектора. Можно просто горизонтальные, как на шинах Странника, а можно поиграть с формой. Но главное – это бортики.
И еще один важный момент – жесткость протектора должна быть такой, что бы при продавливании снегом на сверхнизких давлениях крайними нижними точками оказывались как раз эти «бортики», а середина колеса продавливалась бы сильнее.
Картинку, думаю, рисовать смысла нет? Вроде и так всё понятно?
Правда, универсальности не будет: вряд ли такая шина покажет что-то особенное при выходе на острый край льдины.
Критикуйте!